Предания гласят, что одна из самых почитаемых в России икон начала творить чудеса, как только ее выкопали из земли
Воспоминания как и когда появилась на Руси Казанская икона Божией Матери, а также – о некоторых из официально засвидетельствованных Церковью чудес, произошедших с людьми, обращающимися с различными просьбами к Казанскому образу.
Явление Казанской образа
1552 году Казанское ханство было присоединено к России царем Иоанном IV Грозным. Усердием первого архиепископа Казанского святителя Гурия и его помощников – архимандритов Германа и Варсонофия – в Казани появилась христианская община. Однако жизнь православных была нелегкой, и как чудесное подкрепление свыше им была явлена икона Божией Матери.
В июне 1579 года после пожара, уничтожившего половину города, девятилетней девочке Матрене (Матроне) Онучиной явилась во сне Богородица и велела сказать архиепископу Иеремии и начальникам города, чтобы они обрели в земле, на месте сгоревшего дома Онучиных, икону, которая была там спрятана еще до взятия Казани. Словам девочки не придали значения. Но поскольку сон повторился еще дважды, Матрена и ее мать сами откопали образ.
По благословению архиепископа священник ближайшего, Никольского храма – будущий патриарх Московский Ермоген – с крестным ходом отнес икону в свой храм, а позже – в Казанский Благовещенский собор. Многочисленные чудотворения от новоявленной иконы начались с прозрения двух слепцов. Список с иконы и описание чудес от нее в том же году были посланы царю Иоанну Грозному, и он велел устроить на месте явления Казанской иконы Божией Матери (Одигитрии) храм и основать женский монастырь, в котором приняли постриг Матрона с матерью. Матрона стала его первой настоятельницей.
Икона издавна считалась спасительницей
Русской Церковью особо почитались и два чудотворных списка с Казанского образа Божией Матери, дважды сопутствовавшие русскому воинству в борьбе против иноплеменников: Московский и Санкт-Петербургский.
День обретения иконы – 8/21 июля – до 1612 года праздновался лишь в Москве и Казани. Но в период Смутного времени, когда поляки захватили Москву и хотели посадить на российский престол чужеземца и иноверца, по призыву святителя московского Ермогена русский народ поднялся на защиту веры и отечества, "дома Пресвятой Богородицы". В Казанском ополчении был список с чудотворной Казанской иконы, который воины вручили князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому. Накануне сражения за Китай-город и Кремль православное русское воинство три дня постилось и молило Пресвятую Богородицу о милости перед Казанской иконой.
В ночь на 22 октября томившемуся в плену архиепископу Арсению явился преподобный Сергий Радонежский и сказал: "Арсений, наши молитвы услышаны; заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена". Радостную весть удалось передать русским воинам, и они взяли штурмом Китай-город, а через два дня вошли в Кремль. В честь этого события царь Михаил Феодорович установил празднование Казанской иконы 22 октября/4 ноября. В 1648 году, в царствование Алексея Михайловича, было установлено всероссийское празднование.
Князь Дмитрий Пожарский поставил Казанскую икону Божией Матери в своей приходской церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, что на Лубянке. Около 1636 года икона была перенесена в Казанский собор на Красной площади, сооруженный князем в благодарность Господу и Пречистой Его Матери за спасение Москвы и России.
Чудотворная икона с самого основания династии Романовых считалась иконою, охраняющей царствующий дом. Она защищала русских воинов в сражении 1579 года. В 1709 году, накануне Полтавской победы, император Петр I молился перед Санкт-Петербургским списком Казанской иконы, сопутствовавшей русскому войску. До 1710 года икона находилась в Москве, в Петербург ее перевезла царица Прасковья Федоровна. По указу Петра I икона хранилась в специально построенной в 1733 – 1737 годах на Невском проспекте по проекту М.Г. Земцова церкви Рождества Богородицы.
Спустя сто лет перед этим образом стоял на коленях князь Михаил Илларионович Кутузов, со слезами моля Пречистую Богородицу спасти Россию; в день празднования Казанской иконы – 22 октября 1812 года – русские отряды под предводительством полководцев Милорадовича и Платова разбили арьергард маршала Даву, что явилось первым поражением считавшейся дотоле непобедимой французской армии. После разгрома армии Наполеона все серебро, отнятое казаками от французов, Кутузов принес в дар Казанскому собору, считая победу над врагом проявлением милости Царицы Небесной.
Возвращение Богоматери
История чудотворного образа оборвалась в ночь на 29 июня 1904 года, когда собор Казанского монастыря был ограблен. Тогда бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. В тот же год русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке.
После революции 1917 года один из списков Казанской иконы Божией матери, написанный в XVIII веке и украшенный драгоценным окладом и камнями, был продан за рубеж, а затем выкуплен и подарен папе Римскому Иоанну-Павлу II, в покоях которого икона находилась с 1993 года. По некоторым предположениям этот образ принадлежал основательнице Дивеевской общины схимонахине Александре (Мельгуновой) и в свое время хранился в Казанской церкви села Дивеева.
Желание передать эту икону Русской Православной Церкви высказывалось папой уже очень давно. В 1997 году условием передачи ставилась личная встреча главы Ватикана с Патриархом Алексием II. В 2000 году вопросом возвращения образа заинтересовалось государство, тогда и стал рассматриваться вариант передачи иконы папой Патриарху в Казани во время перелета понтифика в Монголию.
В 2003 году смешанной комиссией была проведена искусствоведческая экспертиза, определившая, что икона не является ни одним из трех главнейших образов, но представляет собой копию XVIII в., выполненную под оклад (то есть хорошо прописаны только лики и руки) и, судя по окладу, принадлежавшую зажиточной семье.
После экспертизы католической администрацией снова было заявлено о возможности приезда Иоанна-Павла II в Россию для передачи иконы, на что последовала отрицательная реакция Синодального отдела внешних церковных связей. В ней указывалось на то, что передача иконы не является достаточным основанием для визита папы.
В следующем году. Католическая Церковь принимает решение передать список Казанской иконы без всяких условий. 25 августа в Риме прошло торжественное прощание с иконой, и в праздник Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа – в Успенском соборе Московского Кремля список был передан делегацией Римско-католической Церкви во главе с кардиналом Вальтером Каспером Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
Чудеса Казанской иконы
Молва, что от иконы можно исцелится и получить помощь, пошла сразу после установления образа в Казанском соборе. И тогда же митрополитом Казанским и Астраханским Ермогеном стали записываться и регистрироваться чудеса, которые творила икона. Казанская Богоматерь была настолько почитаема, что еще в начале прошлого века в российских газетах печатались статьи, где рассказывалось о чудесах, сотворенных от ее образов. Вот некотрые из них:
1859 год. Человека, именем Никиту, не видевшего ни малейшего света, Богородица сподобила прозреть. Он же припал к чудотворному Образу теплою верою и получил здравие, хваля и славя Бога и Пречистую Богородицу. Отслужив молебен, со страхом и трепетом, и многою радостию отошел он в дом свой.
Однажды в церковь был принесен матерью ее слепой младенец. Мать стояла перед Образом Богородицы и молилась с плачем о прозрении ребенка. Младенец же вдруг начал руками осязать лицо матери. Весь народ, молившийся пред Пречистым Образом и Архиепископ, стоявший на месте своем, смотрели на месте своем, смотрели на младенца и видели, как он трогал руками свою мать. Архиепископ повелел принести красное яблоко ребенку. Младенец начал хватать яблоко и все удостоверились в том, что он прозрел, воздали славу Богу и Пречистой Его Матери Владычице нашей Богородице, творящей дивные чудеса.
Один боярский сын по имени Ивашка, известный по прозвищу Кузьминский, имел жену, больную ногами, не могшую двигать ими. Болезнь ее была сильной и ничем эта жена не могла помочь себе, ей становилось все более тяжко. Попросила болящая принести ее к чудотворному Образу Пречистой Богородицы. Она, со многою верою и слезами молившись, прося милости, по молебном пении сразу получила здравие и пошла, радуясь в дом свой.
Один человек по имени Козьма Окулов во граде Лаишеве был в исступлении ума. Родственники советовали ему идти в Казанский монастырь ко Пречистой Богородице. Он, придя в себя, начал молиться Пречистой Богородице об исцелении; и помощью Пресвятой сподобился видеть исполнение своего прощения. Отслужив молебен, он сразу получил совершенное исцеление и стал здоров, отправившись в дом свой, радуясь и славя Бога и Пречистую Богородицу.
"Владимирские епархиальные ведомости", 1868 год. В Костроме, в доме чиновника Невскаго, проживает солдатка Анна Денисьева Нестерова, имеющи от роду 55 лет, одержимая слепотою правым глазом более 20 лет, а левым около 5 лет. Безо всякой надежды видеть когда-либо свет Божий, доживала таким образом старческие дни свои Нестерова, находя единственное утешение в молитве. Вдруг совершенно неожиданно, безо всяких предварительных появлений чувства какой-либо болезни и других ощущений, Нестерова 22 числа октября прошедшего 1867 года, в праздник Казанской Божьей Матери, прозрела правым глазом, которым не видела более 20 лет, и в настоящее время ясно различает предметы. Чем объяснить чудесное явление, кроме чудодейственной силы Божественного промысла?
"Санкт-Петербургские ведомости", 1888 год. Катастрофа 5-го февраля не перестанет быть главным предметом общественного внимания, которое уже остановилось на следующем эпизоде. В солдатной караульной главного караула в Зимнем дворце, с давнего времени находилась, заведенная на деньги, пожертвованные нижними чинами гвардейских частей, икона Казанской Божией Матери. Она была украшена ризою в богатой раме под стеклом и увешана вокруг небольшими образками.
Когда последовал взрыв и солдатская караульня подверглась полному разрушению, киот, иконостас и решетка, их окружающая, разлетелись и разбились вдребезги, и, по видимому, от священного образа ничего не уцелело. Но, когда из-под груды сводчатых обломков и мусора были добыты трупы десяти погибших финляндцев и оставшиеся в живых раненые и изувеченные страдальцы, под тою же грудою мусора, на значительной глубине была найдена вся икона без малейших следов повреждения. Живописный лик Богоматери сохранился всецело, как будто он пребывал все время вне сферы разрушительного действия катастрофы. Трудно передать словам, какое впечатление это событие произвело на солдат. Рассказывают, что каждый день, после вступления нового караула, нижние чины последнего, в первую свободную минуту считают священным долгом приложиться к лику чудодейственному Богоматери, по их разумению вполне заслуживающему общего сочувствия, своим могущественным покровом предотвратившей выполнение адского замысла, направленного против священной особы Государя Императора и членов его Августейшей семьи.
Чудеса в войну
Когда началась Великая Отечественная война, патриарх Антиохийской Церкви Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Великие молитвенники были и на Руси. Среди них – иеросхимонах Серафим Вырицкий, тысячу дней и ночей простоявший на молитве. Тогда же особенно горячо молился о России и митрополит Гор Ливанских Илия.
Уйдя в затвор, митрополит Илия стал просить Пресвятую Богородицу, чтобы она открыла ему как и чем можно помочь России. На исходе третьего дня молитвы явилась владыке в огненном столпе Божия Матерь и объявила, что избран он – истинный молитвенник и друг России – для того, чтобы возвестить определение Божие стране и народу русскому. Если же все, что определено Господом, не будет выполнено, Россия погибнет. После чего она сказала, что нужно сделать: "должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии, священники возвращены с фронтов и из тюрем и в храмах возобновлены богослужения. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда, но сдавать его нельзя. Пусть вынесут чудотворную икону Казанскую и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанской иконой нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть перенесена в Сталинград, сдавать который врагу нельзя. Икона должна идти с войсками до границ России, а когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена".
Согласно сохраненным архивам, владыка связался с представителями Русской Церкви и с советским правительством – передал им все, что было открыто ему Богородицей. Сталин, вызвав к себе местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия (Страгородского) и митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), обещал им исполнить все, что передал митрополит Илия. Все произошло так, как и было предсказано. Не было сил, чтобы удержать врага, был страшный голод, ежедневно умирали тысячи людей. И в это тяжелейшее время из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда – город был спасен. После спасения Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по всей России и дошла до Сталинграда. Там перед ней шла непрестанная служба – молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали при этом. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но враг не смог побороть наши войска – там находилась чудотворная икона. Знаменитое Сталинградское контрнаступление началось с молебна перед образом, икону привозили на самые трудные участки фронта, в места, где готовились наступления. Священство прямо на линии фронта служило молебны, солдат кропили святой водой.
А о Кенигсбергском чуде в 1944 году сохранилось свидетельство одного из присутствовавших при нем офицеров: "Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были все еще сильны, потери огромны и чаша весов колебалась так, что мы могли там потерпеть страшное поражение. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: "Вот попов привезли, сейчас они нам помогут…" Но командующий быстро прекратил подобного рода шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют! От немцев была такая стрельба – огненная стена! Но они спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал – и наши войска начали общий штурм Кенигсберга с суши и с моря. Произошло невероятное: немцы гибли тысячами, и тысячами сдавались в плен! Как потом рассказывали пленные, перед самым русским штурмом "в небе появилась Мадонна", которая была видна всей немецкой армии, и у всех в тот час абсолютно отказало оружие – они не смогли сделать ни одного выстрела. Тогда-то наши войска, преодолев заграждения, сломили рукопашное сопротивление и взяли город, который до этого был неприступен и мы несли большие потери! Во время этого явления Богородицы немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чем здесь дело и Кто помогает русским!"
Известно, что Киев был освобожден нашими войсками 4 ноября в день празднования Казанской иконы Божией Матери. И множество храмов было открыто во время войны. Пл некоторым предположениям, молился даже Иосиф Виссаринович, по рекомендации бывшего царского генерала Шапошникова одевший войска в старую форму царской армии с погонами. Тогда же были открыты духовные семинарии, академии, возобновлена иноческая жизнь в Троице-Сергиевой и Киево-Печерской Лаврах и многих других монастырях. Было принято также решение о переносе мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси в Богоявленский собор, туда, где стояла всю войну та самая чудотворная Казанская икона Божией Матери, которая была и с ополчением в 1612 году.
Мария Свешникова