На территории Республики Татарстан, границы которой совпадают с границами Казанской епархии, христианство появилось в глубокой древности. Об этом свидетельствуют находки нательных крестиков и других христианских предметов в захоронениях, городищах и селищах разных археологических культур. Однако в конце IX в. территория Татарстана частично вошла в состав Волжской Булгарии — развитого государства на крайнем востоке Европы со столицей в г. Булгар, основу населения которого составляли булгары – Приазовские языческие племена, подчинившие себе местные финно-угорские и тюркоязычные племена. В X в., после приезда в Булгарию Багдадского посольства, съезд всех булгарских племен принял ислам в качестве государственной религии, но несмотря на это на ее территории продолжало существовать достаточно большое количество христиан.Так, согласно летописям, в 990 году киевский князь Владимир послал к булгарам миссионера Марка Македонянина, по летописному известию крещение приняли четыре булгарских князя с семьями. Один из археологических памятников города Болгара получил название «Греческая палата» - это была, скорее всего, православная церковь. В XIII в. в результате нападения Бату-хана Булгария была завоевана монголами и вошла в состав Золотой Орды — крупнейшего средневекового государства на территории Евразии. С 1261 года века в Золотой Орде действовала Сарская и Подонская епархия Русской Православной Церкви, в которую входили и православные храмы, располагавшиеся в Волжской Булгарии, а резиденция правящего архиерея располагалась прямо в столице Золотой Орды – г. Сарае. Казань впервые упоминается в летописи в 1276 году, в связи с ем, что хан Менгу-Тимур отдал «Булгарскую и Казанскую землю» в удел своему зятю, впоследствии канонизированному Русской Православной Церковью как Федор, ярославский Чудотворец.
В 1445 году в северных пределах Волжской Булгарии было образовано Казанское ханство со столицей в Казани, продолжающее исповедовать ислам, принятый Золотой Ордой. Причем на этот раз и внутренняя, и внешняя политика нового государства была весьма агрессивной: Казанское ханство проводило активную исламизацию и проживающих на его территории коренных народов, и народов соседних государств, захватывало в плен огромное число русского населения, а, кроме того, контролировало важнейший для России Волжский торговый путь. Понятно, почему такое соседство оказалось не только не выгодным, но и враждебным для Русского православного государства. В связи с этим первый русский царь Иван IV Великий предпринял несколько дипломатических попыток посадить в Казанском ханстве своих ставленников, но после ряда неудач принял решение о необходимости взятия Казани. В 1552 году в верховьях Волги в районе город Углича был сооружен деревянный город — крепость Свияжск на берегу реки Свияги, который на определенное время стал административным, торговым и христианским русским центром на востоке государства. Затем 150-тысячное русское войско осадило Казань и успешно штурмовало город в результате взрыва 48 бочек пороха. Казанский хан Ядигир-Магмет был взят в плен, впоследствии он крестился, получил имя Симеона и стал активнейшим союзником русского царя, за что даже получил во владение город Звенигород.
Присоединение в середине XVI века к Российскому государству территории Среднего и Нижнего Поволжья обусловило возникновении Казанской епархии. Епархия была учреждена соборным определением при Московском митрополите Макарии 3 апреля 1555 года. С этого времени началась новая эпоха – эпоха православного Татарстана, эпоха его активной христианизации. Первым святителем земли казанской определено было быть игумену тверского Селижарова монастыря Гурию (Руготину), отправившемуся в Казань с архимандритами Варсонофием и Германом и “наказной памятью”: в крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости, освобождать их от суда воевод и наместников.
Под руководством русского мастера Постника Яковлева реконструируется Казанский Кремль, внутри которого строится величественный Благовещенский Собор, а вся Казань застраивается православными храмами и монастырями. В конце XVI в. выходит указ русского царя Феодоpа Иоанновича о ликвидации всех мечетей на казанской земле за их ненадобностью. Запрет на строительство мечетей был снят только Екатериной II, после чего и была построена первая каменная мечеть, названная по имени ученого-востоковеда Марджани.
Первоначально епархия включала территорию Казанского ханства и окрестных районов, завоеванных в 1552 году и Вятскую землю. В 1556 году, после завоевания Астрахани, в нее вошли все земли Среднего и Нижнего Поволжья, во второй половине XVI – начале XVII вв. – вновь присоединяемые территории Урала и Сибири. В дальнейшем территория Казанской епархии сокращалась. В 1602 году были отделены земли Нижнего Поволжья (Астраханская епархия), в 1620 – Сибирь (Тобольская епархия), в 1657 – Вятская земля (Вятская епархия). В первой половине XVIII века территория Казанской епархии включала, в основном, территории созданных Петром I Казанской и Уфимской губерний. В 1780-е гг. границы епархий стали приводиться к границам новых губерний, созданных Екатериной II и к середине 1790-х Казанская епархия включала новые Казанскую и Симбирскую губернии, открытые в 1789 году, с 1832, после создания Симбирской епархии – только Казанскую губернию. Значительная часть территории нынешнего Татарстана в XIX – начале XX вв. входила в состав других епархий: Вятской (Елабужский, Менделеевский и Агрызский районы), Самарской (Бугульминский, Лениногорский, Альметьевский, Бавлинский, Ютазинский районы,) Симбирской (Буинский, Дрожжановский районы), Уфимской (Набережные Челны, Тукаевский, Мензелинский, Сармановский, Азнакаевский районы).
В первой половине 1920-х гг. границы Казанской Епархии были приведены, в соответствие с новым административно-территориальным делением Поволжья, в ее состав вошли Татарская, Чувашская, Марийская АССР. В 1946 году открыта новая Чебоксарская и Чувашская епархия, в 1993 году – Йошкар-Олинская и Марийская и с этого времени Казанская епархия включает только территорию Республики Татарстан.
В дореволюционное время архиереи, управляющие Казанской епархией, носили титул «Казанские и Свияжские», кроме митрополита Гермогена, титулованного как «Казанский и Астраханский», митрополита Иоасафа – «Казанский и Болгарский», в 1795–1831 гг. казанские архиереи носили титул «Казанские и Симбирские». В советское время до 1950 года архиереи именовались «Казанскими и Свияжскими», в 1944-58 – «Казанскими и Чистопольскими», с 1958 – «Казанскими и Марийскими», с 1993 года, в связи с образованием самостоятельной Марийской епархии, титул правящего архиерея - «Казанский и Татарстанский».
С 1732 года Казанской епархией управляли архиепископы, а с 1738 по 1762 гг. - епископы: известный излишним рвением в насаждении христианства епископ Лука (Канашевич) и епископ Гавриил (Кременецкий). После миссионерских трудов Казанских просветителей процесс христианизации Казанского края почти прекратился, и только митрополит Тихон (Воинов), пробывавший на Казанской кафедре с 1699 по 1724 гг. продолжил эту деятельность: с 1701 по 1795 гг. добровольно крестились 3683 черемиса, для новокрещенных было открыто 7 церквей и инородческая школа. Много потрудился на ниве духовной миссии иеромонах Алексий (Раифский), позже - настоятель Свияжского Успенского монастыря. За время существования новокрещенской конторы (1731-1764 гг.) было крещено 406792 инородца, всего же к началу XIX века в Казанской епархии насчитывалось 575 тысяч крещенных чуваш, мордвы, черемис, татар и вотяков. Частично, это объясняется правительственными льготами, которые привлекали иноверцев к крещению. Насильственные же меры, бывшие большей частью частной инициативой отдельных архиереев, приводили к массовым отпадениям от христианства.
С 1744 года после церковной реформы Петра I, казанский архиерейский приказ преобразовался в Казанскую духовную консисторию. По штатам 1764 года Казанская епархия была причислена ко 2-му классу. Штатных монастырей в Казанской епархии стало 11: один - первого класса (Свяжский Успенский мужской монастырь), два - второго класса (Спасо-Преображенский мужской и Казанско-Богородицкий женский), восемь - третьего класса, другие монастыри были оставлены заштатными (то есть существовали без казенных дотаций, только на епархиальные средства). В 1782 году в Казанской епархии насчитывалось 1117 церквей (для сравнения Московская епархия имела только 814).
Кроме епархиальных архиереев в управлении Казанской епархией участвовали викарные епископы. Первым возникло Свияжское викариатство в 1799 году (но в 1822 году было отменено), затем - Чебоксарское (1853г.), Чистопольское (1899г.), Мамадышское (1907г.). Все викарные епископы проживали в Казани, Чистопольский был ректором академии, Чебоксарский - настоятелем Кизического монастыря, Мамадышский - Спасо-Преображенского, в ведении которых находились «инородческие» приходы и миссионерская деятельность.
Важнейшими событиями в жизни Казанской епархии были обретение в 1579 году Чудотворной иконы Казанской Божией Матери, участие казанцев в ополчении Минина и Пожарского по благословению патриарха Ермогена, бывшего Казанского митрополита и всероссийское прославление Казанской иконы Божией Матери. Именно св. Ермогену принадлежит заслуга составления описания чудесного обретения Казанской иконы Божией Матери (в чем он сам участвовал) и чудес от этой иконы. По преданию, обретение Казанской иконы Божией Матери произошло 8 июля 1579 года (при архиепископе Иеремии), когда по Казани прошел страшный пожар, после которого дочери казанского купца Онучина девятилетней девочке Матроне во сне явилась Богородица и открыла, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ, зарытый исповедниками христианства еще при татарском владычестве. После троекратного явления Богородицы Матрона вместе с митрополитом Казанским Иовом и всем духовенством 8 (21) июля обнаружила святой Образ в указанном месте. Митрополит передал икону почитаемому казанскому священнику отцу Ермолаю, который в 1589 году принял постриг с именем Гермоген в Московском Чудовом монастыре и был назначен на Казанскую кафедру. В скором времени через этот образ были явлены многочисленные чудотворения.
Местом обитания иконы был выбран Благовещенский Собор Казанского Кремля. Монах Ермоген написал новоявленной иконе Богоматери Казанской тропарь «Заступнице Усердная», ныне знаемый всей Россией, а также составил Сказание о чудесах Казанской иконы, постоянно исходящих от Нее с момента появления. С новоявленной иконы был снят список, который вместе с описанием постоянно совершаемых иконой чудес был отправлен русскому царю Ивану XIV Великому. Тот дал распоряжение соорудить на месте обретения иконы храм во имя новоявленного образа и основать Казанский женский монастырь, что и было сделано монахом Гермогеном, а первой его инокиней стала Матрона, принявшая монашеский постриг под именем Мавра.
Подлинник иконы находился до 29 июня 1904 года в Казанском Богородицком монастыре, когда несколько святотатцев-грабителей во главе с неким Чайкиным забрались в собор, привлеченные драгоценными украшениями ризы. Когда святотатцев поймали, ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было. Главный грабитель не раз уверял, будто ризу они распилили и продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она чудотворная. Было это в доме купца Шевлягина в Академической слободке Казани. Многолетнее следствие и сопоставление противоречивых показаний святотатцев тогда ни к чему не привело и доныне неизвестна судьба чудотворной иконы. Факт уничтожения иконы доказать не удалось, кроме того, некоторые историки предполагают, что похищен был список, а подлинник был еще в 1612 году отправлен в Москву.
После свт. Ермогена Казанскую кафедру возглавил митрополит Ефрем, пославший в 1612 году ополчению Минина и князя Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери поистине являлся истинной заступницей и охранительницей России на протяжении всей ее дальнейшей истории. Именно с ее помощью русское ополчение одержало победу и освободило Московский Кремль от польских интервентов 22 октября (4 ноября по н. ст.) 1612 года, в связи с чем было установлено второе всероссийское празднование дня Казанской иконы; именно с ее помощью русским войском были одержаны первые победы над французской армией Наполеона; и наконец именно с ее помощью во время Великой Отечественной Войны были спасены Москва, оборонявшаяся от немцев уже в Подмосковье, Ленинград, переживший жуткую блокаду, и Сталинград, в котором состоялась знаменитая Сталинградская битва и победа; интересно, что Киев – мать городов русских – был освобожден русскими войсками именно 22 октября (4 ноября) – в день празднования Казанской иконы Божией Матери. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. Особо же чтимым считаются три ее чудотворных образа: образ, находящийся в Казанском Богородичном монастыре, образ, находящийся в Московском Казанском Соборе, построенном князем Дмитрием Пожарским на Красной Площади, и образ, находящийся в Санкт-Петербургском Владимирском Соборе.
Примечателен тот факт, что в 1613 году митрополит Казанский и Свияжский Ефрем венчал на царство избранного Земским собором царя Михаила Федоровича Романова, первого из Дома Романовых; подпись митрополита Ефрема стоит первой под Уложенной грамотой. В 1654 (по другим данным в 1656) году избавлением Казани от эпидемии чумы прославилась Седмиозерная икона Смоленской Божией Матери, в 1660-е гг. – Свияжск и Казанский край прославила заступничеством от морового поветрия икона Грузинской Божией Матери.
Дальнейшая история православного Татарстана связана с активной деятельностью Казанской епархии РПЦ. Стоит отметить, что в иерархическом отношении Казанская епархия, относившаяся к Московской митрополии, заняла среди восточно-русских епархий третье место после Москвы (митрополии) и Новгорода (архиепископии). Это было связано, прежде всего, с невероятно плодотворной деятельностью, развернутой ее служителями. Речь идет об осуществляемой епархией активной образовательной и миссионерской деятельности.
В 1723 году была открыта Казанская славяно-латинская школа, преобразованная в 1732 году в Казанскую духовную семинарию. А в 1798 году в Казани открылась духовная академия, но первая попытка ее создания не удалась и в 1818 году она вновь была преобразована в духовную семинарию. Вновь духовная академия была открыта в 1842 году.
Казанская епархия ставила одной из основных своих целей катехизацию нехристианского населения Татарстана, в связи с чем проводилась активная работа по открытию православных церквей и школ для новокрещенных и инородцев. В 1731-1764 гг. в епархии действовала Контора новокрещенских дел, благодаря миссионерской деятельности которой была катехизирована основная часть чувашей, удмуртов и марийцев, правда при этом применялись меры явно принудительного характера и приобщение к православной вере часто имело формальный характер, в быту этих народов сохранялись не только пережитки язычества, но и вера в многобожие, жертвоприношения животных и другие языческие обряды.
При архиепископе Амвросии (Протасове) (1816-1826) открыто Казанское отделение Библейского общества для переводов Священного писания на местные языки. В 1814 году на татарский язык был переведен Новый Завет, а в 1819 году - первая из ветхозаветных книг (Бытие). С 11 апреля 1830 года при архиепископе Филарете (Амфитеатрове) (1828-1836 гг.), ставшем впоследствии Киевским митрополитом, была учреждена особая инородческая миссия. В 1847 году при Казанской духовной академии открывается переводческий комитет, в 1854 году - три миссионерских отделения. Для поддержки миссионерского образования 4 октября 1867 года было учреждено православное братство святителя Гурия. Именно в это время развивается деятельность известного миссионера и переводчика Н. И. Ильминского, трудами которого были открыты: Центральная крещено-татарская школа (1864 год) и Инородческая семинария (1872 год).
Помимо перечисленных духовно-учебных заведений Казанской епархии были следующие: двухгодичные миссионерские курсы (с 1889 года) при Спасо-Преображенском монастыре; Казанское (с 1818 года), Чебоксарское (с 1818 года) и Чистопольское (с 1829 года) мужские духовные училища; женское училище духовного ведомства (с 1825 года) для дочерей священнослужителей Казанской, Вятской и Пермской епархий; епархиальное женское училище с сиротским приютом (с 1889 года).
Во второй половине XIX века в Казанской епархии сформировалась и развивалась миссионерская и просветительская система Николая Ивановича Ильминского – так называемого “апостола Казанских инородцев”. Созданное по его инициативе Братство святителя Гурия (по имени первого епископа Казанской епархии) стало центром переводов Священного Писания и духовной литературы на языки народов России, а Казанская учительская семинария, Центральная крещено-татарская школа, открытые благодаря его трудам, сформировали кадры национальной интеллигенции и духовенства чувашей, татар-кряшен, марийцев, удмуртов, мордвы. В «инородческих» приходах стали совершаться богослужения на родных языках прихожан. Все это привело к подлинной христианизации народов Поволжья, преодолению пережитков язычества.
В 1909 году православных в Казанской епархии насчитывалось 1546844 человека, церквей соборных - 18, приходских - 636, домовых - 37, всего с монастырскими храмами - 739. Часовен насчитывалось 336. Духовенства: протоиереев - 33, священников - 770, диаконов - 279, псаломщиков - 770; церковно-приходских попечительств - 609, церковных школ двуклассных - 7, одноклассных - 470, школ грамоты - 225. Всего учащихся церковных школ - 27983. В Казани действовало 5 мужских и 2 женских монастыря. К 1917 году в Казанской епархии насчитывалось: церквей - 794, монастырей - 27, часовен 419, духовенства белого (женатого) - 1554 человека, черного (монашествующих): монахинь - 202, монахов -1601. Единоверческого духовенства - 26 человек. С мая 1917 по 1918 гг. Казанская консистория преобразуется в Епархиальный совет, а затем - в епархиальное управление.