Земля, благословенная святой молитвой

На территории Республики Татарстан христианство появилось в глубокой древности. Об этом свидетельствуют находки нательных крестов, других христианских предметов в захоронениях, городищах и селищах разных археологических культур. Однако в конце IX в. территория Татарстана частично вошла в состав Волжской Булгарии — развитого государства на крайнем востоке Европы со столицей в г. Булгар, основу населения которого составляли булгары — приазовские языческие племена, подчинившие себе местные финно-угорские и тюркоязычные народы. В X в., после приезда в Булгарию Багдадского посольства, булгарские племена приняли ислам в качестве государственной религии, но на Средней Волге продолжали существовать и христианские поселения.

Так, согласно летописям, в 990 г. киевский князь Владимир послал к булгарам миссионера Марка Македонянина, по летописному известию крещение приняли четыре булгарских князя с семьями. Один из археологических памятников города Болгара получил название Греческая палата, скорее всего, такое название носила церковь. В XIII в. Булгария была завоевана монголами и вошла в состав Золотой Орды. С 1261 г. здесь действовала Сарская и Подонская епархия Русской Православной Церкви, в которую входили и православные храмы, располагавшиеся в Волжской Булгарии, резиденция правящего архиерея располагалась в г. Сарае. Казань впервые упоминается в русских летописях в 1276 г., когда хан Менгу-Тимур отдал «Булгарскую и Казанскую землю» в удел своему зятю, впоследствии канонизированному Русской Православной Церковью как ярославский Чу­дотворец Федор.

В 1445 г. в северных пределах Волжской Булгарии образовано Казанское ханство со столицей в Казани, продолжающее ис­поведовать ислам. Причем на этот раз и вну­тренняя, и внешняя политика нового госу­дарства была весьма агрессивной: Казанское ханство проводило активную исламизацию и проживающих на его территории коренных народов, и народов соседних государств, за­хватывало в плен огромное число русского населения, контролировало важнейший для России Волжский торговый путь. Русский царь Иван IV Великий предпринял несколь­ко дипломатических попыток посадить в Ка­занском ханстве своих ставленников, но после ряда неудач принял решение о необходимости взятия Казани. В 1552 г. в верховьях Волги в районе город Углича был сооружен деревян­ный город — крепость Свияжск на берегу реки Свияги, который на определенное время стал административным, торговым и христианским русским центром на востоке государства. 150-тысячное русское войско осадило Казань и штурмовало город. Казанский хан Ядигир-Магмет был взят в плен, впоследствии он крестился, получил имя Симеона и стал активнейшим союзником русского царя и получил во владение город Звенигород.

Христианское Поволжье

Присоединение в середине XVI в. к Российскому государству территории Среднего и Нижнего Поволжья обусловило возникновении Казанской епархии. Епархия была учреждена соборным определением при Московском митрополите Макарии 3 апреля 1555 г. С этого времени началась новая эпоха — эпоха православного Татарстана, эпоха его активной христианизации. Первым святителем земли казанской определено было быть игумену тверского Селижарова монастыря Гурию (Руготину), отправившемуся в Казань с архимандритами Варсонофием и Германом и «наказной памятью»: в крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости, освобождать их от суда воевод и наместников.

Под руководством русского мастера Постника Яковлева реконструируется Казанский Кремль, внутри которого строится величественный Благовещенский Собор, а вся Казань застраивается православными храмами и монастырями. В конце XVI в. выходит указ царя Феодора Иоанновича о ликвидации всех мечетей на казанской земле за их ненадобностью. Запрет на строительство мечетей был снят только Екатериной II, после чего и была построена первая каменная мечеть, названная по имени ученого-востоковеда Марджани.

Первоначально епархия включала территорию Казанского ханства и окрестных районов, завоеванных в 1552 г. и Вятскую землю. В 1556 г., после завоевания Астрахани, в нее вошли все земли Среднего и Нижнего Поволжья, во второй половине XVI — начале XVII вв. — вновь присоединяемые территории Урала и Сибири. В дальнейшем территория Казанской епархии сокращалась. В 1602 г. были отделены земли Нижнего Поволжья (Астраханская епархия), в 1620 — Сибирь (Тобольская епархия), в 1657 — Вятская земля (Вятская епархия). В первой половине XVIII в. территория Казанской епархии включала, в основном, территории созданных Петром I Казанской и Уфимской губерний. В 1780-е гг. границы епархий стали приводиться к границам новых губерний, созданных Екатериной II и к середине 1790-х Казанская епархия включала новые Казанскую и Симбирскую губернии, открытые в 1789 г., с 1832, после создания Симбирской епархии — только Казанскую губернию. Значительная часть территории нынешнего Татарстана в XIX — начале XX вв. входила в состав других епархий: Вятской (Елабужский, Менделеевский и Агрызский районы), Самарской (Бугульминский, Лениногорский, Альметьевский, Бавлинский, Ютазинский районы,) Симбирской (Буинский, Дрожжановский районы), Уфимской (Набережные Челны, Тукаевский, Мензелинский, Сармановский, Азна-каевский районы). В первой половине 1920-х гг. границы Казанской Епархии были приведены, в соответствие с новым административно-территориальным делением Поволжья, в ее состав вошли Татарская, Чувашская, Марийская АССР. В 1946 г. открыта новая Чебоксарская и Чувашская епархия, в 1993 г. — Йошкар-Олинская и Марийская и с этого времени Казанская епархия включает только территорию Республики Татарстан.

Святители и миссионеры

В дореволюционное время архиереи, управляющие Казанской епархией, носили титул «Казанские и Свияжские», кроме митрополита Гермогена, титулованного как «Казанский и Астраханский», митрополита Иоасафа — «Казанский и Болгарский», в 1795-1831 гг. казанские архиереи носили титул «Казанские и Симбирские». В советское время до 1950 г. архиереи именовались «Казанскими и Свияжскими», в 1944-58 — «Казанскими и Чистопольскими», с 1958 — «Казанскими и Марийскими», с 1993 г., в связи с образованием самостоятельной Марийской епархии, титул правящего архиерея — «Казанский и Татарстанский».

С 1732 г. Казанской епархией управляли архиепископы, а с 1738 по 1762 гг. — епископы: известный излишним рвением в насаждении христианства епископ Лука (Канашевич) и епископ Гавриил (Кременецкий). После миссионерских трудов Казанских просветителей процесс христианизации Казанского края почти прекратился, и только митрополит Тихон (Воинов), пробывавший на Казанской кафедре с 1699 по 1724 гг. продолжил эту деятельность: с 1701 по 1795 гг. добровольно крестились 3683 черемиса, для новокрещенных было открыто 7 церквей и инородческая школа. Много потрудился на ниве духовной миссии иеромонах Алексий (Раифский), позже — настоятель Свияжского Успенского монастыря. За время существования новокрещенской конторы (1731-1764 гг.) было крещено 406792 инородца, всего же к началу XIX в. в Казанской епархии насчитывалось 575 тысяч крещенных чуваш, мордвы, черемис, татар и вотяков. Частично, это объясняется правительственными льготами, которые привлекали иноверцев к крещению. Насильственные же меры, бывшие большей частью частной инициативой отдельных архиереев, приводили к массовым отпадениям от христианства.

С 1744 г. после церковной реформы Петра I, казанский архиерейский приказ преобразовался в Казанскую духовную консисторию. По штатам 1764 г. Казанская епархия была причислена ко 2-му классу. Штатных монастырей в Казанской епархии стало 11: один — первого класса (Свяжский Успенский мужской монастырь), два — второго класса (Спасо-Преображенский мужской и Казанско-Богородицкий женский), восемь — третьего класса, другие монастыри были оставлены заштатными (то есть существовали без казенных дотаций, только на епархиальные средства). В 1782 г. в Казанской епархии насчитывалось 1117 церквей (для сравнения Московская епархия имела только 814). Кроме архиереев в управлении Казанской епархией участвовали викарные епископы. Первым возникло Свияжское викариатство в 1799 г. (но в 1822 г. было отменено), затем — Чебоксарское (1853г.), Чистопольское (1899г.), Мамадышское (1907г.). Все викарные епископы проживали в Казани, Чистопольский был ректором академии, Чебоксарский — настоятелем Кизического монастыря, Мамадышский — Спасо-Преображенского, в ведении которых находились «инородческие» приходы и миссионерская деятельность.

Все озарившая священным светом

Важнейшими событиями в жизни православных христиан Поволжья были обретение в 1579 г. Чудотворной иконы Казанской Божией Матери, участие казанцев в ополчении Минина и Пожарского по благословению патриарха Ермогена, бывшего Казанского митрополита и всероссийское прославление Казанской иконы Божией Матери. Именно св. Ермогену — первому свидетелю — принадлежит описание чудесного обретения Казанской иконы Божией Матери и чудес от этой иконы. Обретение Казанской иконы Божией Матери произошло 8 июля 1579 г. (при архиепископе Иеремии). После большого пожара, случившегося в Казани, дочери Онучина девятилетней девочке Матроне во сне явилась Богородица и открыла, где находится Ее чудотворный образ. После троекратного явления Богородицы Матрона 8 (21) июля обнаружила святой Образ в указанном месте. Принял образ священник о. Ермолай, (впоследствии, в 1589 г. принял постриг с именем Ермоген в Московском Чудовом монастыре и был назначен на Казанскую кафедру). В скором времени через этот образ были явлены многочисленные чудотворения. Святитель Ермоген написал новоявленной иконе Богоматери Казанской известный всей России тропарь «Заступнице Усердная», составил Сказание о чудесах Казанской иконы. С новоявленной иконы был снят список, который вместе с описанием был отправлен Ивану XIV Великому. Царь распорядился соорудить на месте обретения иконы храм во имя новоявленного образа и основать Казанский женский монастырь, что и было сделано. В монастырь пришла девица Матрона, принявшая монашеский постриг под именем Мавра.

Первоявленный образ находился в Казанском Богородицком монастыре до момента похищения, до трагического 29 июня 1904 г. Святотатцы похитили образ, а когда были пойманы, утверждали, что уже сожгли его в печи, прельщенные дороговизной ризы. Многолетнее расследование, публичный судебный процесс так и не смогли установить судьбу чудотворной иконы. По сей день появляются все новые и новые данные, относящиеся к истории первоявленного, а также многочисленных чудотворных списков Казанской иконы Божией матери. Важно, что по молитвам перед этой иконой во все времена сотворялись чудеса, и в наше время эта молитвенная преемственность не остановилась.

«Заступница Усердная рода христианского»

Чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери являлся истинной заступницей и охранительницей России. После святителя Ермогена Казанскую кафедру возглавил митрополит Ефрем, пославший в 1612 г. ополчению Минина и князя Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Под святыми знаменами русское ополчение одержало победу и освободило Московский Кремль от польских интервентов 22 октября (4 ноября по н. ст.) 1612 г., в связи с чем было установлено Всероссийское празднование дня Казанской иконы. После молебнов Казанской иконе Божией матери русские войска одержали победу над французской армией Наполеона, сам Кутузов выходил в поход после литургии в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Обращались к святой заступнице и во время Великой Отечественной Войны, по свидетельствам, чудотворный образ обносили с молитвой вокруг осажденной Москвы и блокадного Ленинграда. Киев был освобожден русскими войсками именно 22 октября (4 ноября) — в день празднования Казанской иконы Божией Матери.

В наше время, российские космонавты, после молебна, доставили Казанскую икону Божией Матери на орбитальную станцию. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, пожалуй, ни одна не распространена в таком количестве списков.

Особо чтимыми считаются образа, находящиеся в Казанском Богородичном монастыре, в Казанском Соборе на Красной Площади, и в Санкт-Петербургском Казанском соборе.

Казанская икона Божией матери считается покровительницей дома Романовых: в 1613 г. митрополит Казанский и Свияжский Ефрем венчал ей на царство избранного Земским собором первого Романова — царя Михаила Федоровича.

В Казанской епархии до наших дней сохранилось немало чудотворных икон и почитаемых православных святынь. В 1654 (по другим данным в 1656) г. избавлением Казани от эпидемии чумы прославилась Седмиозерная икона Смоленской Божией Матери, в 1660-е гг. — Свияжск и Казанский край прославила заступничеством от морового поветрия икона Грузинской Божией Матери.

Обучение, просвещение и молитва

Дальнейшая история православного Татарстана связана с активной деятельностью Казанской епархии РПЦ. Стоит отметить, что в иерархическом отношении Казанская епархия, относившаяся к Московской митрополии, заняла среди восточно-русских епархий третье место после Москвы (митрополии) и Новгорода (архиепископии). Это было связано, прежде всего, с невероятно плодотворной деятельностью, развернутой ее духовенством. Речь идет об осуществляемой епархией активной образовательной и миссионерской деятельности.

В 1723 г. была открыта Казанская славяно-латинская школа, преобразованная в 1732 г. в Казанскую духовную семинарию. А в 1798 г. в Казани открылась духовная академия, но первая попытка ее создания не удалась и в 1818 г. она вновь была преобразована в духовную семинарию. Вновь духовная академия была открыта в 1842 г.

Казанская епархия ставила одной из основных своих целей катехизацию нехристианского населения Татарстана, проводилась активная работа по открытию православных церквей и школ для новокрещенных и инородцев. В 1731-1764 гг. в епархии действовала Контора новокрещенских дел, благодаря миссионерской деятельности которой была катехизирована основная часть чувашей, удмуртов и марийцев, правда при этом применялись меры явно принудительного характера и приобщение к православной вере часто имело формальный характер, в быту этих народов сохранялись не только пережитки язычества, но и вера в многобожие, жертвоприношения животных и другие языческие обряды.

При архиепископе Амвросии (Протасове) (1816-1826) открыто Казанское отделение Библейского общества для переводов Священного писания на местные языки. В 1814 г. на татарский язык был переведен Новый Завет, а в 1819 г. — первая из ветхозаветных книг (Бытие). С 11 апреля 1830 г. при архиепископе Филарете (Амфитеатрове) (1828-1836 гг.), ставшем впоследствии Киевским митрополитом, была учреждена особая инородческая миссия. В 1847 г. при Казанской духовной академии открывается переводческий комитет, в 1854 г. три миссионерских отделения. Для поддержки миссионерского образования 4 октября 1867 г. было учреждено православное братство святителя Гурия. Именно в это время развивается деятельность известного миссионераипереводчикаН. И. Ильминского, трудами которого были открыты: Центральная крещено-татарская школа (1864 г.) и Инородческая семинария (1872 г.).

Среди духовно-учебных заведений Казанской епархии были так же двухгодичные миссионерские курсы (с 1889 г.) при Спасо-Преображенском монастыре; Казанское (с 1818 г.), Чебоксарское (с 1818 г.) и Чистопольское (с 1829 г.) мужские духовные училища; женское училище духовного ведомства (с 1825 г.) для дочерей священнослужителей Казанской, Вятской и Пермской епархий; епархиальное женское училище с сиротским приютом (с 1889 г.).

Во второй половине XIX в. в Казанской епархии сформировалась и развивалась миссионерская и просветительская система Николая Ивановича Ильминского — так называемого «апостола Казанских инородцев». Созданное по его инициативе Братство святителя Гурия (по имени Первосвятителя) стало центром переводов Священного Писания и духовной литературы на языки народов России, а Казанская учительская семинария, Центральная крещено-татарская школа, открытые благодаря его трудам, сформировали кадры национальной интеллигенции и духовенства чувашей, татар-кряшен, марийцев, удмуртов, мордвы. В «инородческих» приходах стали совершаться богослужения на родных языках прихожан. Все это привело к подлинной христианизации народов Поволжья, преодолению пережитков язычества.

К началу XX в. в Казанской епархии уже насчитывалось более миллиона православных, действовало порядка 800 церквей. Штат духовенства был также обширен — более 700 священников. В церковных школах обучалось около 30 тысяч человек. К началу революционных событий в Казанской епархии было открыто 27 монастырей, среди духовенства белого (женатого) было 1554 человека, черного (монашествующих): более 200 монахинь, 1, 6 тысяч монахов. Единоверческого духовенства — 26 человек. С мая 1917 по 1918 гг. Казанская консистория преобразуется в Епархиальный совет, а затем — в епархиальное управление.

Казанская духовная академия

В 1723 г. основана Казанская Архиерейская Славяно-Латинская школа при митрополите Тихоне. Первый состав учащихся определялся пятидесятый двумя учениками. Исключительное положение Казанской епархии, подвигло к привлечению в духовную школу детей из недавно обращенных иноверческих семей. Духовная школа готовила кадры для миссионерского служения. В 1733 г. Славяно-Латинская школа, благодаря деятельности архиепископа Казанского Илариона (Рогалевского), была преобразована в Семинарию. Будучи воспитанником Киевской Духовной Академии, архиепископ Иларион пожелал Казанскую Семинарию устроить по образцу Киевской Академии. Для того пригласил в Казань преподавателей — выпускников Киевской Академии.

В царствование Александра I при деятельном участии Казанского архиепископа Амвросия (Подобедова) в семинарию введена новая методика преподавания: расширен курс дисциплин, введена история, география, немецкий и французский язык, математика.

Академический уровень Казанской Духовной Семинарии стал настолько высок, что в 1797 г. указом императора Павла I она получила статус Академии. Кроме общих для всех семинарий предметов, здесь преподавались особые. Высшая духовная школа славилась полным курсом философии и богословия, курсами логики и красноречия, также преподавалась физика, давалось обучение латыни, еврейскому, греческому, немецкому, французскому языку. В Казанском крае студенты дополнительно к общему курсу местные наречия — татарский, чувашский и черемисский (марийский) язык.

В 1818 г., после реформы духовного образования, Казанская Духовная Академия была закрыта. Статус Академии сохранили только высшие школы Киева, Москвы и Санкт-Петербурга. Казанская семинария стала подотчетна Санкт-Петербургской Духовной Академии. Позже и семинарские программы были значительно сокращены. Духовая Академия в Казани вновь открывается только в 1842 г. Отличительной ее особенностью стало наличие миссионерского отделения, где преподавались инородческие языки, этнография, вероучение инородцев и миссионерская педагогика. В Казань была перевезена Соловецкая библиотека, студенты и преподаватели академии получили возможность исследования уникальных изданий: рукописи изучались, переписывались...

В стенах Казанской Духовной Академии преподавали лучшие ученые того периода, авторы известных трудов. Профессора И.Я. Порфирьева, автор «Истории русской словесности», П.В. Знаменский, Н.И. Ивановский, автор «Курса церковного права» профессор И.С. Бердникова. При Академии выпускался богословский журнал «Православный Собеседник».

Революционные события стали катастрофой для духовного образования в России. В марте 1921 г. ректор Академии епископ Чистопольский Анатолий арестован.

Возрождение казанской духовной школы началось в 90-х гг. прошлого века. В 1997 г. открылось Казанское Духовное Училище, во время посещения Казани святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, благословил воспитанников и преподал архипастырское напутствие. 17 июля 1998 г. Казанское Духовное Училище по прошению ректора Анастасия Архиепископа Казанского и Татарстанского преобразовано в Семинарию. Учебный план Казанской Духовной Семинарии предполагает преподавание богословских дисциплин и ряда светских, которые являются необходимыми для получения любого высшего гуманитарного образования. Главное сокровище духовной школы — древняя обширная библиотека.

Небесный покровитель Казанской православной духовной семинарии — Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Казанская Православная духовная семинария подотчетна Епархиальному Архиерею. В 2015 г. ректором Казанской духовной семинарии назначен митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Первым проректором Казанской православной духовной семинарии является игумен Евфимий (Моисеев).

В Казанской духовной семинарии представлены два отделения: пастырско-богословское (бакалавриат, магистратура, заочное обучение) и регентско-катехизаторское.

В настоящее время в семинарии обучается 78 студентов дневного и 180 студентов заочного обучения. В семинарии готовят кандидатов для рукоположения в священный сан, специалистов в области православного богословия, регентов церковных хоров, катехизаторов и миссионеров.

В составе профессорско-преподавательского состава — 8 докторов, 20 кандидатов наук. В 2015 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Казанская епархия взяла курс на возрождение Казанской духовной академии на базе Казанской духовной семинарий.

Лихолетье

В советское время Казанская епархия, как и вся Русская Православная Церковь пережила крайне тяжелые времена. В 1918 г. были расстреляны более 20 священников. Митрополит Кирилл (Смирнов), управлявший епархией, смог побывать в Казани всего два раза, проводя все годы в тюрьмах и ссылках, где и принял мученическую смерть. Мученическую кончину приняли и все остальные архиереи, управлявшие епархией в 1918-1937 гг., кроме Афанасия (Малинина). К 1937 г. епархиальное управление перестало существовать. В 1929 были закрыты все монастыри, в том же году начались массовые закрытия церквей и репрессии против духовенства. С 1929 по 1938 гг. были расстреляны более 100 священнослужителей и монашествующих, более 700 осуждены к заключению в лагерях, жертвами репрессий стали многие сотни прихожан, выступавших против закрытия храмов. К 1939 г. в Татарской АССР остались только 2 действующих храма, в Казани и Мензелинске.

После 1938 г. Казанской епархией управлял архиепископ Андрей (Комаров). В течение 10 лет кафедральным собором была единственная действовавшая в Казани церковь Ярославских чудотворцев (на Арском кладбище). В годы Великой Отечественной войны верующие епархии пожертвовали значительные суммы на нужды армии.

В годы послабления гонения на веру, в 1947 г. при архиепископе Гермогене (Кожине) кафедральным собором стал Николо-Покровский храм. К 1948 на территории Татарстана действовало уже 40 приходов, было восстановлено и епархиальное управление. Среди послевоенных Казанских иерархов следует особо отметить очень почитавшегося верующими архиепископа Сергия (Королева), бывшего епископа Пражского, вернувшегося в 1950 г. из эмиграции и занимавшего Казанскую кафедру в течение двух лет (1950-1952 гг.). Но в первой половине 1960 г. наступление властей на церковь возобновилось. В 1960 г. архиепископ Иов (Кресович) был осужден по сфабрикованному обвинению к 7 годам лишения свободы. Количество приходов сократилось до 15 в Татарстане и 8 в Марийской республике.

Другим видным иерархом послевоенного периода стал архиепископ Михаил (Воскресенский) (1960-1975 гг.), известный тем, что вместе с еще шестью иерархами подписал в 1961 г. известное письмо архиепископа Гермогена (Голубева) с требованием пересмотра Положения об Управлении Русской Православной Церкви (принятого под давлением светских властей) и проведения церковных реформ. Несмотря на тяжелейшие годы, архиепископ Михаил не допустил закрытия ни одного храма епархии. С 1975 по 1989 г. епархией руководил епископ Пантелеймон (Митрюковский). При нем были зарегистрированы три прихода в крупных районных центрах. Появилась возможность проводить реставрационные работы в действующих храмах. К концу 1988 г. в епархии действовали по Татарской АССР — 16 приходов, по Марийской АССР — 11 приходов.

Путь возрождения

В 1988 г. начинается активное возрождение православной жизни в Татарстане. В это время на Казанскую кафедру решением Священного Синода был назначен настоятель Никольского кафедрального собора, секретарь епархиального управления архимандрит Анастасий (Меткин). До того как в 1989 г. епархии был возвращен Петропавловский собор, в Казани действовало два храма. В 1991 г. был возвращен Раифский монастырь, в 1994 г. — Варваринская и Софийская церкви города Казани, в 1996 г. — Макарьевский монастырь, Тихвинская церковь, Седмиозерная пустынь, Свияжский Успенский монастырь, Евдокиинская церковь. Процесс постепенного возвращения храмов Татарстанской митрополии продолжается и по сей день.

В 2015 г. произошло событие взволновавшее всех православных христиан России — 4 ноября, в день народного единства, подписан указ о воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери. 21 июля 2016 г., в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, будет заложен памятный камень в основание храма.

Татарстанская митрополия

В Татарстанской митрополии действуют 493 храма, 47 молитвенных дома, 98 часовен и 12 молитвенных комнат. В стадии строительства находятся 44 храма, еще в 35 проводиться реставрация.

Функционируют 9 монастырей, духовная семинария, образовательное учреждение «Православная гимназия имени святителя Гурия Казанского».

Первым в Татарстане в 1991 г. в пользование верующим передан, основанный еще в XVII, Раифский Богородицкий монастырь. Ныне обитель приобрела широкую известность, став местом паломничества верующих со всей России.

В 1992 г. началась передача комплекса Иоанно-Предтеченского мужского монастыря, постройки XVII в., расположенного в центре Казани, в непосредственной близости от Кремля. В настоящее время монастырь известен своей благотворительной деятельностью, социальным служением.

В 1994 г. началась передача верующим зданий комплекса бывшего Казанского Богородицкого женского монастыря, основанного на месте обретения в 1579 г. чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Во время визита в Казань 21 июля 2005 г. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II епархии был торжественно передан так называемый «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери, подаренный Папой Римским Иоанном Павлом II, который разместили в Крестовоздвиженском соборе монастыря. Этот чудотворный образ Богородицы является одной из наиболее почитаемых святынь Казани, на поклонение которой стекаются паломники со всей России и из зарубежья.

В 1996 г. передан полуразрушенный Свято-Вознесенский Мака-рьевский мужской монастырь, построенный в XVII — XVIII вв. и связанный с именем преподобного Макария Желтоводского, Унженского и Свияжского чудотворца, выбравшего место для обители еще в XV в. 13 марта 2013 г. в монастыре был освящен памятник основателю обители преподобному Макарию Желтоводскому.

В 1998 г. началось возрождение Свято-Успенского Зилантова монастыря в Казани, основанного в XVI в. и разоренного в советское время практически до основания. Были восстановлены Успенский собор, настоятельский и сестринский корпуса с домовой церковью Адриана и Наталии, построены колокольня, Троицкий собор и крестильный храм святого равноапостольного князя Владимира.

С декабря 2001 г. началась передача комплекса Кизического Свято-Введенского мужского монастыря в Казани, основанного в конце XVII в. В 2006 году сохранившиеся строения были полностью освобождены и возвращены Казанской епархии.

В 2007 г. в Альметьевске был построен и освящен один из самых больших храмов в Поволжье — собор во имя Казанской иконы Божией Матери. Его звонница состоит из одиннадцати колоколов, самый большой из которых весит 1350 килограммов.

Одним из наиболее значимых проектов стало проведение в 1996 — 2005 гг. реставрационных работ в комплексе Благовещенского кафедрального собора Казанского кремля постройки 1555 — 1562 гг. Полностью восстановлен интерьер храма, значительно пострадавший в советское время.

В 2005 — 2012 гг. были проведены ремонтно-реставрационные работы комплекса бывшего духовного училища. С 2013 г. здесь размещается управление Казанской епархии и Татарстанской митрополии.

Возрождаются к жизни уникальные храмы острова-града Сви-яжск. С 2010 г. отреставрированы церковь Константина и Елены XVII в., Архимандричий корпус XVII в., Братский корпус XVII — XVIII вв., воссоздана Германовская церковь, Монастырское училище XVII -XVIII вв., восстановлена Надвратная церковь Свияжского Успенского монастыря. В Иоанно-Предтеченском монастыре Свияжска отреставрированы Сергиевская церковь 1604 г., собор в честь иконы Всех скорбящих Радость XIX в. с росписями и иконостасом, часовня XIX в. с росписями в интерьере.

Тесно связанным в историческом отношении с островом-градом Свияжском является храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 г. В 2001 г. был создан приход храма-памятника, в нем начали совершаться богослужения. В подземной части памятника освящен уникальный в своем роде храм во имя преподобного Илии Муромца (по образу усыпальницы Киево-Печерской лавры, где покоятся мощи этого былинного богатыря-монаха). В настоящее время в храме-памятнике в честь Нерукотворенного Образа Спасителя ведутся ремонтно-реставрационные работы.

Ежегодно в Казани 21 июля и 4 ноября, в дни празднования чудотворной Казанской иконы Божией Матери, проводятся многотысячные крестные ходы из Благовещенского собора Казанского кремля до места обретения иконы — Казанского Богородицкого монастыря.

Эта известная дореволюционная традиция была возрождена в начале 2000-х гг., собирая православных верующих не только республики, но и паломников из со всей России и зарубежья.

В конце 2015 г. в г. Казани была завершена масштабная реконструкция храма Сошествия Святого Духа, имевшего до революции самый многочисленный в городе приход. 27 декабря 2015 г. митрополит Казанский и Татарстанский Феофан освятил храм в присутствии Президента РТ Р.Н. Минниханова.

4 ноября 2015 г. Президентом РТ Р.Н. Миннихановым был подписан Указ «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери».

Идея воссоздания собора получила широкое общественное одобрение. 2 декабря 2015 г. своё благословение на сие богоугодное дал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В Казанской епархии имеются социальные учреждения: центр реабилитации наркозависимых во имя святителя Варсонофия Казанского, служба «Милосердие», центр защиты материнства «Умиление», общество «Трезвение».

Также ведут свою деятельность епархиальные отделы: религиозного образования и катехизации, миссионерский отдел, отдел церковной благотворительности и социального служения, епархиальная комиссия по канонизации святых, отдел по взаимоотношению с вооруженными силами и правоохранительными органами, отдел по тюремному служению, отдел по противодействию наркомании и алкоголизму, отдел по работе с медицинскими учреждениями, отдел по взаимодействию с казачеством, отдел по делам молодежи, паломнический отдел и др.

Последние добавления