Почему святых апостолов Петра и Павла называют первопрестольными и первоверховными? Вовсе не потому, что они, якобы, получили верховную власть над всеми апостолами. Для подобных утверждений мы не находим свидетельств ни в Евангелии, ни в апостольской истории. Что же касается слов Спасителя: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16, 18), то здесь под камнем следует понимать не саму личность апостола, а его исповедание, его твердую веру во Христа. Вслед за Петром и другие апостолы исповедовали ту же веру, и на их исповедании также основана Церковь, ведь, по слову святителя Киприана Карфагенского, «и прочие апостолы были то же, что и Петр, – имели равное с ним достоинство и власть».
Значит, апостолы Петр и Павел именуются первоверховными не за преимущество перед другими во власти, а лишь по чести.
За что же им такая особая честь? За их великие труды. Все святые апостолы понесли множество трудов в благовестии Христова учения, но эти двое потрудились больше всех (1 Кор. 15, 10). Переходя из города в город, из страны в страну, святые Петр и Павел везде ревностно возвещали слово Божие, мужественно и терпеливо перенося невзгоды и бедствия. «Я, – говорит святой апостол Павел, – был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти… Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение… Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников…» и так далее (2 Кор. 11, 23-32). Господь повелел Своим апостолам идти к народам, учить их и крестить (Мф. 28, 19-20). Несомненно, все святые апостолы свято исполнили эту заповедь своего Божественного наставника, но больше всех прославились благовестием святые Петр и Павел. В мир лжи и заблуждений, гордости и эгоизма, ненасытного стяжания и злобы они внесли небесную истину и Божественный свет, царство правды, мира и радости во Святом Духе (Рим. 14, 17). Тысячи людей привели они ко Христу.
Но святые апостолы не только благовествовали, но и утверждали в вере: основывали Церкви, неоднократно их посещали, для постоянного руководства ими ставили епископов и пресвитеров, писали к ним вероучительные и нравоучительные послания. Святой Петр оставил таких ко всем Церквям – два послания, а святой Павел – к отдельным Церквям – четырнадцать, из них тринадцать – к христианам из язычников. С тех пор эти послания неизменно читаются и в храмах и дома, ведь в них заключены истины христианской веры и неисчислимые уроки жизни во Христе, в них мы находим все необходимое для правильного понимания смысла нашего земного призвания, для нашего утверждения на пути в Царство Небесное.
Награда святым первоверховным апостолам была велика еще при их земной жизни. Святой Петр был удостоен стать свидетелем важных событий в земной жизни Христа – Божественного Преображения на горе Фавор и Гефсиманской молитвы. А святому Павлу было дано быть восхищенным «до третьего неба» – в рай, и слышать там «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2-4).
Богодухновенные поучения святых превоверховных апостолов Петра и Павла и ныне назидают нас в храмах, и будут назидать до конца времен. Это такое духовное сокровище, которое никогда не устареет и не иссякнет, несмотря на все величие и новизну завоеваний человеческого разума. Пример же их святой жизни, их духовный опыт всегда будет бережно сохраняться в церковных сказаниях и передаваться из рода в род. Будем же просить прославляемых ныне святых апостолов, чтобы они помогли нам принять их наставления умом и сердцем и ниспослали небесную помощь в исполнении их в нашей жизни.
В этот день престольные праздники отмечаются в следующих храмах Казанской епархии: Петропавловский собор г.Казань, храм свв. апп. Петра и Павла г. Зеленодольск пос. Гари, храм свв. апп. Петра и Павла с. Бехтерево, придельный храм свв. апп. Петра и Павла церкви Рождества Пресвятой Богородицы р.п. Камское Устье, Петропавловский храм с. Яныль, храм апостолов Петра и Павла с. Соколка и храм Петра и Павла р.п. Кукмор.