13 марта 2014 года в воскресной школе прихода Серафима Саровского г. Казани прошел семинар для руководителей и преподавателей воскресных школ.
Перед слушателями выступили руководитель сектора Церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии Ващенко Галина Семеновна с лекцией на тему «Основы организации церковно-приходской воскресной школы» и старший методист сектора Богданова Алена Анатольевна с лекцией на тему «Методика преподавания Закона Божия», которая согласилась ответить на несколько вопросов нашего корреспондента:
- Чем обусловлена необходимость создания учительской семинарии?
- Главная цель и задача учительской семинарии – обучить педагогов воскресных школ. Большинство учащихся – это учителя и директора воскресных школ, но также могут учиться и другие люди. Например, преподаватели из общеобразовательных школ (в качестве дополнительного образования). На обучение их направляют приходы, с письменного благословения настоятеля. А это значит, что человек поступает в семинарию с определенной целью: он либо уже преподает в воскресной школе, либо собирается преподавать. Если у человека нет такой цели, он, как правило, не проходит обучение. Ведь нужно изучить очень большой блок методических, педагогических дисциплин, и если человек не знает, для чего это ему нужно, он не может учиться. К счастью, такие люди нам встречаются редко, поэтому у нас очень хорошая результативность. 96-97% из выпускников работают в воскресных школах, а остальные являются работниками церковных лавок, катехизаторами на приходах.
- Какие средства вы используете для организации учебного процесса? Имеет ли место сотрудничество со светскими вузами?
- Если говорить в целом, то такие семинарии могут быть отделениями Духовных семинарий. В рамках их учебного процесса возможна организация разных направлений, таких как регентское, иконописное, а также учительское. Могут быть отделения и при светских вузах, но пока только в перспективе. Сейчас рассматривается вопрос присоединения к духовной семинарии, но на сегодня он еще не решен. Нам удобно, что наша школа работает при специальном отделе Екатеринбургской епархии, так как его работа непосредственно связана с нашей деятельностью. Учащиеся сразу, еще в процессе обучения вовлечены в организацию работы воскресных школ. Они участвуют во многих епархиальных мероприятиях. Это тесное сотрудничество – образования и всего, чем живет епархия в области приходского детского образования.
- Прибегаете ли вы к опыту Казанской учительской семинарии, работавшей в конце XIX – начале XX веков? Используете ли каким-нибудь образом наследие Н. И. Ильминского, сделавшего большой вклад в ее работу?
- Первоначально мы изучили весь опыт работы Учительской семинарии города Казани, которая действовала на рубеже прошлых веков. Мы постарались учесть и деятельность некоторых ваших учителей, в том числе Н. И. Ильминского. Надо сказать, что, по большей части, дореволюционный опыт не используется, так как приходится приспосабливаться к современности. Но теоретически, например, в курсе истории педагогики, он обязательно рассматривается. Ведь Казанская семинария – это одна из немногих ярких примеров проповеди на высоком профессиональном уровне и, тем более, эффективной и высококлассной работы с детьми.