4 и 5 декабря в Набережночелнинском институте социально-педагогических технологий и ресурсов состоялась Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения как научно-теоретическая и прикладная проблема». В работе конференции приняли участие помощники благочинного Закамского региона по образованию и катехизации, помощники по работе с молодёжью, а также педагоги воскресной школы, сообщает сайт «Православное Закамье».
Пленарное заседание открыла кандидат педагогических наук, доцент, ректор ФГБОУ ВПО «НИСПТР» Файруза Мустафина. Представив гостей конференции и обозначив проблему, Файруза Зуфаровна предоставила слово выпускнику пединститута – имаму соборной мечети Малику Хазрату Ибрагимову.
Затем с приветственным словом к участникам конференции обратился кандидат педагогических наук, клирик Свято-Вознесенского архиерейского подворья иерей Георгий Опарин. Он отметил, что духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи невозможно без религиозного фундамента, поэтому необходимо ввести в школах предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Кроме того, священник сказал, что в воспитании важную роль играет семья, на которую сегодня ополчились силы зла. Семьи неполные, неверующие, а из-за потребительского отношения к жизни очень мало многодетных семей. Для молодых семей очень важны комфорт и материальное благополучие. Также отец Георгий высказался по проблеме ювенальной юстиции, которую предлагается ввести в России. Он, в частности, сообщил, что в Европе только за небольшой промежуток времени из семей изъято более миллиона детей. В завершение своего выступления священнослужитель поблагодарил собравшихся педагогов за обозначение проблемы и желание работать в этом направлении.
Следующим выступил доктор психологических наук, профессор, замдиректора ПИ РАО Мухамед Кабардов. Он отметил важность самообразования педагогов и студентов, и подчеркнул, что педагог должен быть примером для подражания. В своём выступлении он высоко оценил идею философа Фомы Аквинского о необходимости самосовершенствования как в духовном плане, так и в житейском. На конференции профессор предложил два метода отбора детей – «Все дети одарены» и «Дифференциация без дискриминации». Первый метод предполагает создание различных систем совершенствования талантов, а второй заключается в отборе детей по способностям – когда менее способным детям предлагаются другие, более простые, системы для развития.
В ходе конференции её участниками высказывались различные точки зрения на обозначенную проблему. Доктор психологических наук Алексей Осницкий познакомил участников со своими изысканиями по вопросу духовно-нравственного развития подрастающего поколения, рассматривая при этом и другие составляющие духовности, кроме религиозных – этнопсихологический фактор и фактор человеческих отношений. По мнению учёного, человечество своей жизнедеятельностью способно довести планету до катастрофы, поэтому людям, для того, чтобы выжить, нужно налаживать связи между собой, а также бережнее относиться к природе.
После этого конференция продолжила работу по секциям, на которых рассматривались проблемы практической реализации духовно-нравственного развития в образовательном процессе в условиях поликультурного и поликонфессионального общества.
5 декабря педагоги воскресной школы приняли участие в работе секций. Мастер-класс «Формирование духовно-нравственных установок: психобиографический подход» провёл кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «НИСПТР» Рашад Ахмаров. Рашад Анварович вместе с командой психологов-практиков разработал программу воспитания личности, базирующуюся на уважении к семейным и государственным традициям, с которой и ознакомил участников конференции.
Затем состоялся мастер-класс «Формирование общечеловеческих ценностей у детей старшего дошкольного возраста посредством включения в проектную деятельность», на котором было рассказано о методах коррекции девиантного поведения детей дошкольного возраста.
В течение двух дней работы конференции преподаватели воскресных школ поучаствовали также в работе других секций. По завершении работы форума все педагоги получили сертификаты об участии в конференции.