Вопрос-ответ

Дата: 
13.05.2009 14:26:19

Христос Воскресе! Скажите пожалуйста, почему нельзя прибегать к нетрадицион-ной медицине? Я отношусь к биоэнерге-тике только как к методу лечения, у меня аллергия на многие препараты.

Спрашивает: Ирина. Самара.

Отвечает:

Уважаемая Ирина!

Испытывайте, что благоугодно Богу,
и не участвуйте в бесплодных делах тьмы,
но и обличайте. Ибо о том, что они делают
тайно, стыдно и говорить. Все же
обнаруживаемое делается явным от света,
ибо все, делающееся явным, свет есть"

Ефес. 5:10-13.

Да, ситуация более чем серьезная, поскольку гомеопаты категорически отрицают приравнивание их методов к чистой психотерапии и одновременно не принимают стандартную методику клинических испытаний для нормальных лекарств, так называемый двойной слепой метод. Тестирование нового препарата по данной методике предполагает выявление его статистически значимой эффективности в испытаниях, когда не только больной, но и лечащий врач не знает, кому из пациентов дают пустышку-плацебо, а кому испытуемое лекарство. Подход к гомеопатии по всей строгости закона тут же отбросит её лет на двести назад, и гомеопатам придется все свои лекарства испытывать снова. Поэтому включение гомеопатии в перечень народных медицин и традиционных терапий рядом с мануальным массажем и траволечением гомеопатов сегодня должен вполне устраивать. Ведь даже в Законе о лекарственных препаратах требуется только одно от данных фармацевтов, чтобы они на своих лекарствах просто писали "ГОМЕОПАТИЧЕСКОЕ", и тогда никаких клинических испытаний не надо. Получается, что пользоваться имиджем и названием лекарственное средство гомеопаты могут, а доказывать лечебную эффективность своих лекарств им как бы и не надо. Поэтому признание гомеопатии формой психотерапии – это, однозначно, если и не полная смерть, то уж точно жалкое существование на задворках психоанализа и нейролингвистического программирования.

Такой расклад, естественно, не устраивает гомеопатов, и не находя научного основания у своих методик они пытаются опереться на духовные принципы устройства человека. Следует заметить, что под обобщенное название "гомеопаты" попадает очень большое количество различных школ и течений, и порой общее у этих школ только то, что они используют один и тот же репертариум и купленные в одной гомеопатической аптеке препараты.

Взаимосвязи психического и физического основатели гомеопатии всегда уделяли достаточно большое внимание. Не обходят стороной этот вопрос и современные продолжатели дела Ганемана. Оставим в стороне явно мистически-оккультные трактовки гомеопатических лекарств как энергоинформационных голограмм и рассуждения о астробиоэнергетических аспектах гомеопатического лечения и не будем рассматривать гомеопатию как астрохимию. Таких подходов к гомеопатии более чем достаточно, и, несмотря на все попытки классических гомеопатов дистанцироваться от такого рода новомодных трактовок метода лечения подобного подобным, следует иметь в виду, что у таких врачей, НЕПРАВИЛЬНО понимающих ФИЛОСОФИЮ ГОМЕОПАТИИ, те же самые лекарства и потенции отлично помогают жаждущим выздоровления пациентам.

Среди гомеопатов у нас в стране достаточно много православных людей, при ряде монастырей есть гомеопатические лечебницы, а во времена Иоанна Кронштадтского в некоторых семинариях читались курсы по практической гомеопатии. Поэтому у взаимоотношений церкви и гомеопатии достаточно длинная и непростая история. Правда, таких крупных благословений, как получили гомеопаты 17 октября 1892 года, уже более века не было.

В тот день, в 4 годовщину чудесного спасения Царя-мученика Николая II и его семьи, в Санкт-Петербурге состоялось освящение гомеопатической аптеки и лечебницы. В тот день Святой Праведный Иоанн Кронштадтский "молился как за Царственный Дом, так и о преуспевании деятелей Общества врачей-гомеопатов".

И очень верна была речь председателя Общества Врачей Гомеопатов Л.К. Бразоль, сказавшего: "…Мы празднуем сегодня вступление в новый период нашей общественной жизни и можем считать самым отрадным для себя и светлым предзнаменованием, что начало этой новой деятельности отныне будет связано с дорогим и священным на Руси именем высокопочитаемого отца Иоанна Кронштадтского… спасибо Вам за Вашу сердечную готовность помолиться вместе с нами и за искреннее Ваше пожелание успеха нашему общеполезному делу. Примите же и от нас наше сердечнейшее пожелание: дай Вам Бог здоровья и силы на многие-многие лета для радости и утешения Ваших почитателей, имя же им легион. За Ваше здоровье, дорогой отец Иоанн!.."

Сегодня, по прошествии более века, можно вполне однозначно сказать, что данный молебен, который совершил "Почетный член Общества Врачей Гомеопатов о. Иоанн Ильич Сергеев (Кронштадтский)", сыграл огромную роль в распространении и процветании гомеопатии в России, и число продолжателей дела Ганемана и Бразоля действительно сегодня - легион… Это событие столь значимо для российской гомеопатии, что даже совершенно атеистически настроенные врачи-гомеопаты указывают на него, говоря, что вот видите, наш метод освящен самой Церковью…

Ситуация действительно непростая, поскольку имена многих святых XIX века вспоминаются гомеопатами в связи с совместимостью гомеопатической доктрины и православия. И данное желание многих врачей-гомеопатов вполне понятно, не находя естественнонаучного обоснования лечебной эффективности и не соглашаясь с мистически-оккультным они хотят получить православно-христианское объяснение того, как их потенцированные препараты помогают людям выздоравливать.

XIX век - это период становления собственно научной медицины, и арсенал средств, методов и лекарств был еще очень скуден. И во многих случаях больные выздоравливали, что называется, не благодаря, а вопреки лечению. Для обычного человека в то время разница между гомеопатическими и обычными лекарствами была абсолютно неразличима, атомы еще не были подсчитаны, ядерная физика еще не существовала, а многие микробы, бактерии и вирусы еще ждали своего открытия. И в это время было совсем непросто ни по эффективности лечения, ни по врачебной доктрине заподозрить гомеопатию в чем-то богопротивном. Более того, научная медицина в те времена была настроена достаточно атеистически, потому что медики, наконец-то, обнаружили вполне материальные причины болезней и недугов. А гомеопаты говорили о расстройстве жизненной силы и о том, что причина болезни лежит не в физиологии, а в психологии, т.е. в духовной сфере. И в такой ситуации естественно, что многие священнослужители вполне благосклонно относятся к гомеопатическому методу лечения подобного подобным и даже сами пробуют его использовать для врачевания телес страждущих прихожан. При этом они, скорее всего, даже и не подозревали, что Ганеман с помощью своих потенцированных препаратов, в первую очередь, занимался ВРАЧЕВАНИЕМ ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ, восстанавливая нарушившуюся гармонию между волей и разумом. Поскольку первопричину болезни видел в психике человека и боролся не со следствием, т.е. физиологией, а духом, т.е. психикой. Сегодня ситуация, как ни странно ненамного лучше – многие разуверены в медицине, боятся химии, т.е. лекарств, и с радостью глотают природные гомеопатические препараты.

У нас нет данных о том, что Феофан Затворник или Иоанн Кронштадтский изучали "Органон" С. Ганемана, скоре всего они в свои суждениях основывались на общей картине гомеопатической практики и на фактах выздоровления людей, лечившихся у гомеопатов. И именно поэтому благословляли лечиться и освящали лечебницы. Исчерпывающий богословский анализ философии, лежащей в основе гомеопатии, пока что никем не проведен, но те короткие реплики, которыми сами гомеопаты характеризуют свой метод, говорят скорее о несовместимости данных воззрений с христианской точкой зрения на душевное и физическое здоровье человека.

Причем, родившись в христианском мире, гомеопатия во многом похожа на христианство, но эта похожесть скорее напоминает мимикрию, чем истинное родство. Гомеопатия (как и положено любой психотерапии) везде маскировалась под традиционные верования, находясь как бы вне религии и согласуясь с любыми духовными практиками, будь то иудаизм или буддизм.

Сам Ганеман настоятельно рекомендовал своим последователям лечить, а не философствовать, но далеко не всех такой, чисто ремесленнический, подход устраивал, и трудов по философии гомеопатии написано за прошедшие 200 с лишним лет немало. И ни одной православной трактовки действия гомеопатических лекарств мы не нашли - все сплошь магические и кармические...

Непререкаемым авторитетом среди современных гомеопатов, наряду с Ганеманом и Герингом, является Джеймс Кент, и вот что он пишет в "Лекциях по философии гомеопатии", вышедшей в 1900 году:

"…Основа жизненного процесса - наличие воли и способности мыслить. Совокупность этих двух начал - воли и разума - и является внутренней жизненной силой, которая контролирует и регулирует все процессы в физическом теле. Гармонию между волей и разумом мы называем здоровьем, нарушение гармонии - болезнью.

…Все гомеопатические лекарственные препараты, в первую очередь, действуют на разум и волю (иногда на то и на другое одновременно), влияя на способность человека мыслить или выражать свою волю, и только затем на ткани, функции и ощущения.

…Аллопаты всерьез принимают следствие за причину, что находит свое отражение в теории бактерий как болезнетворного начала, которая является, несомненно, ложной.

…Любая материальная структура во Вселенной имеет свою ауру или атмосферу, в т.ч. и человек, и вообще все живые существа. Ауры одних веществ настолько сильны, что человек может обнаружить их с помощью органов чувств, а ауру других, наоборот, не в состоянии ощутить. …Мы уже знаем, что причина болезни – нематериальная субстанция, и, следовательно, лекарство должно действовать на эту нематериальную субстанцию. Врач-гомеопат должен четко знать, какую потенцию ему выбрать, чтобы она действовала на причину болезни.

…Потенция должна соответствовать уровню, на котором в организме нарушилось управление. Определить этот уровень довольно сложно, и потому на практике врач поочередно назначает подобное лекарство в возрастающих потенциях, начиная с 300-й (10-300) вплоть до 50000 (10-50000).

…Все существующие на земле болезни, острые и хронические, - это отображение внутреннего состояния человечества. В болезни конкретного человека отображается его собственное внутреннее "я".

…Хотя гомеопатия – наука истинная, истина ей известна лишь отчасти. Истина относится к сфере Божественного, человеку остается знание. Врачи-гомеопаты еще очень далеки от истины. … Когда гомеопатия просуществует сотни лет, наши потомки, постигая ее с младых ногтей, проникнут в знания, ныне нам недоступное. Многое прояснится, если сблизятся души, и люди станут мыслить гармоничнее. Чем больше мы сближаемся, чем больше соединяемся мыслью – тем лучше. Горько, что, несмотря на соединяющие нас великие истины, нас разделяет так много разногласий…"

В комментариях, на наш взгляд, данная подборка цитат сегодня, в 2001 год от Рождества Христова, уже не нуждается.

Похожесть на христианство в гомеопатии носит чисто внешний и даже пародийный характер; так в известной "Теории миазмов" этих самых миазмов ровно три: Psora, Syphilis и Sucosis, и "если бы не было Psora, то не было бы не только двух других хронических миазмов - Syphilis и Sucosis, но не было бы и острых болезней". Причем троичность первичных болезней неслучайна, по мнению гомеопатов, и это, естественно, "калька" с христианского понимания троичности Бога… И таких фантастических параллелей в концепции гомеопатии очень много. Начиная с беседы-исповеди с пациентом и кончая потенцированием духа - освящением лекарства. Сам принцип лечения подобного подобным понимается ими достаточно своеобразно, поскольку никакого токсического воздействия в препарате мышьяка 30С нет, а где же тогда подобие – только в названии. Да и постулат о том, что у любой болезни, т.е. совокупности симптомов, всегда есть соответствующее лекарство - причем жестко одно, то же, не слишком логичен.

Гомеопаты приписывают себе предвосхищение таких основ современной медицины, как наследственные болезни, целостный подход к пациенту, когда лечат не болезнь, а больного, а также огромную терапевтическую роль беседы врача с больным, т.е. психотерапию. И здесь ситуация вполне напоминает взаимоотношения алхимии и химии, наука химия использовала огромный эмпирический материал, собранный алхимиками, и пошла вперед по пути познания принципов устройства материи, а алхимия просто умерла, уступив место химии. Аналогичные явления должны были произойти и с астрологией и гомеопатией, но, видимо, из-за того, что здесь очень сильно влияние психики человека и прикладные аспекты астрологии и гомеопатии не так материальны, как у химии, эти две отрасли человеческих занятий остались и вполне процветают в XXI веке, несмотря на огромные успехи астрономии и медицины. Причем современная научная медицина достаточно внимательно и бережно подошла к материалу, накопленному гомеопатами за долгие годы трудов, и терпит ее именно из-за относительной безвредности и безусловной полезности как психотерапевтической практики при разного рода неврозах. И гомеопаты, признавая успехи современной медицины, уже не отрицают так рьяно вирусы и бактерии и все аллопатическое лечение, а предлагают комплексный подход, сочетающий медикаментозную терапию с гомеопатической регулирующей.

У Церкви Христовой немножко другое положение в нашем мире, и научиться чему-то новому у квантовой механики современный богослов навряд ли сможет, но осознать место корпоскулярно-волнового дуализма в сотворенной Богом вселенной он может и обязан. Соответственно вопрос о душевредности гомеопатической практики и нецелесообразности лечения православных христиан у врачей-гомеопатов вполне правомочен, и ответ на него должен быть дан вполне однозначный и обоснованный. Вопрос о совместимости гомеопатического лечения и православного вероисповедания имеет две стороны. Во-первых, может ли православный христианин быть врачом-гомеопатом, и, во-вторых, можно ли христианину лечиться гомеопатическими лекарствами.

Ответ на первый вопрос однозначно отрицательный, поскольку быть врачом-гомеопатом и не знать о том, что материального лечащего агента нет в подавляющем большинстве потенцированных препаратов, нельзя. Можно не разделять философские воззрения отцов гомеопатии, но не быть их проповедником, леча таким методом больных, невозможно. Врач-гомеопат, хочет он того или не хочет, СЕЕТ МИСТИЧЕСКИ-ОККУЛЬТНЫЙ ВЗГЛЯД на мир и место болезней в жизни человека, и этот грех велик, даже если он и невольный.

Для болящего человека, ничего не знающего о тайнах гомеопатии, вроде нет большого греха в том, что он принимает дар своего выздоровления из рук гомеопатов и посредством неких потенцированных препаратов. Быть обманутым, конечно, неприятно, но если Господь попускает такое выздоровление, то и слава Богу. О том, что гомеопат лукавил, говоря о высокой эффективности именно данной потенции, больной, возможно, никогда и не узнает. Поэтому для лечащегося сей грех, скорее грех неведения и глупости, чем идолослужения и приема в пищу идоложертвенного, чего нельзя сказать о самих гомеопатах, ибо они обязаны ведать, что творят.

С естественнонаучной точки зрения в гомеопатических потенцированных препаратах ничего нет, и лечение у врача-гомеопата - это просто ПСИХОТЕРАПИЯ с достаточно изощренной системой обмана пациента, ПАРАЗИТИРУЮЩАЯ НА АВТОРИТЕТЕ НАУЧНОЙ МЕДИЦИНЫ. И главная забота Минздрава - это чтобы гомеопаты не залечивали больных до смерти. А вот с богословской точки зрения этот тонкий обман болящего вреден не только для телесного, но и для душевного здоровья человека. Поскольку, принимая гомеопатическое лечение, мы невольно соглашаемся с тем, что некие потенцированные духи лекарств гармонизируют нашу жизненную силу. А чисто магический подход к терапии, согласно которому болезнь не может не уйти, если лекарство и его потенция подобраны правильно, ведет скорее к примитивному язычеству, чем к христианству.

Не должно полагать, что в гомеопатических шариках и каплях запечатаны бесы; все гораздо проще, и прием потенцированных препаратов - это просто жертвоприношение одному из богов гомеопатии. Ведь в наркотиках и алкоголе, так же как и табаке самих по себе, нет ничего бесовского, но через употребление сих продуктов очень просто надолго, если не навсегда, угодить в лапы дьявола.

В качестве лечебной субстанции врачи-гомеопаты используют специально приготовленные воду, этиловый спирт или сахар, т.е. по сути "заговоренные продукты"… Гомеопатия, поэтому является просто ПРИМИТИВНОЙ МАГИЕЙ, где в качестве тайного имени призываемого ДУХА ЛЕКАРСТВА служит латинское название соответствующего вещества. Но эффективность гомеопатического самолечения при этом также становится вполне понятной, поскольку не только для общения с духами, но и для простого жертвоприношения бездушным идолам надо иметь кой-какой опыт и пройти некое посвящение-обучение.

Утверждение многих гомеопатов о том, что уже одно название нужного гомеопатического препарата часто влияет на самочувствие больного, говорит очень о многом. Ибо, кроме чисто человеческой психотерапевтической реакции пациента на красивое непонятное название и радость врача, нашедшего нужное лекарство, в такой мгновенной реакции организма можно видеть и четкое указание на колдовской характер гомеопатии, поскольку бес, коему будет принесена жертва, уже ждет ее и волнуется… О том, что гомеопатия есть ничто иное, как волхование, говорит и результативность этого лечения, когда только точно подобранный препарат и потенция приводят к выздоровлению, т.е. важно не только кому, но и какая жертва приносится, если лекарство не помогает, то оно просто неправильно подобрано или надо искать нужную потенцию. Закон Геринга, согласно которому излечение должно происходить "изнутри наружу и сверху вниз", то есть болезнь как бы выходит из человека, будто бес вылезает, тоже достаточно показателен.

Лукавство гомеопатов проявляется и в употреблении наряду с гомеопатическими и вполне макроскопических доз и разведений. Таким образом, для многих, в том числе и врачей, гомеопатия становится вполне понятной терапевтической процедурой, и то утверждение, что низкие потенции лечат хуже, чем высокие, проскакивает как бы мимо ушей, и на факт отсутствия лечащей субстанции в гомеопатическом препарате уже никто не обращает внимания.

Тот факт, что гомеопатия помогает грудным детям и животным, не только не противоречит гипотезе об оккультном характере данной терапии, но, напротив, ПОДТВЕРЖДАЕТ УНИВЕРСАЛЬНО-МАГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ДАННОЙ ПРАКТИКИ.

Гомеопаты настаивают на том, что у них есть четкие законы и воспроизводимость результатов, это тоже не противоречит предположению о языческом характере данного культа. Как утверждают древние и новые мистики, существует закон кармы, а у магов все четко записано и при безошибочном воспроизведении заклинания безотказно работает, если Господь попускает….

Гомеопаты относят себя сегодня к так называемой холистической медицине, рассматривающей человека как единое целое и призывающей лечить не болезнь, а больного. Многие не считают медицину наукой, и по-крупному они, безусловно, правы. Человек - это очень сложная система, и даже для хорошо изученных болезней подобрать эффективное лечение именно для данного человека бывает совсем не просто. Специальность врача - это очень массовая профессия, и, естественно, далеко не все врачи владеют полным арсеналом медицинских достижений, у многих нет должного опыта, кому-то не хватает просто любви и сострадания к больным. Врачи-гомеопаты во все времена отличались большим вниманием и любовью к пациентам и искренне хотели помочь страждущим, и за эту школу доброго отношения к больному медики должны им сказать большое спасибо. Данный подход не чужд и православной традиции врачевания, не отделяющей жестко тело от души и духа человека. Верующий врач молится за своего подопечного, советует ему не забывать о Боге и поменьше грешить, призывает Церковь к себе на помощь во исцеление души и тела болящего человека.

Христиане признают материальные причины конкретных болезней, но первопричину в абсолютном большинстве случаев видят в грехах человеческих. Бывают болезни, попускаемые для испытания святых, бывают и такие, через излечение которых проявляется слава Божия, но большинство страданий телесных нам посылается во исцеление немощей душевных. И когда в Писании говорится, что не должно бегать врачей, и нужно, помолившись, призвать врача для врачевания немощей телесных, то Господь четко различает Церковное врачевание телес и душ от врачебного облегчения телесных страданий. И не случайно во времена Апостолов было жесткое запрещение лечиться у иудеев, и, видимо, запрет был сей дан не потому, что иудеи плохо лечили, а потому, что такое лечение было СКОРЕЕ ДУШЕВРЕДНО, ЧЕМ ПОЛЕЗНО…

Если, как утверждают гомеопаты, их лекарства воздействуют не на физиологию, а на психологию, т.е. дух человека, то и не пристало христианину вне церкви искать врачевания своим духовным немощам. И если прием гомеопатических лекарств - это и не употребление в пищу идоложертвенного, то все равно ни к чему хорошему ежедневное напоминание о том, что у каждого лекарства есть его лечебный дух, врачующий наши душевные и телесные невзгоды, не приведет. От Бога нам дан один Ангел Хранитель и один путь Причащения Тела и Крови Христовой, и гомеопатическая проповедь о том, что имя им, лечащим нас духам, - Легион, не может не насторожить православного христианина.

иеромонах Анатолий Берестов


Ответ на этот вопрос прочитали 248 посетителей


Вернуться к списку вопросов Найти ответ

Вопросы принимаются в новом разделе сайта →

Последние добавления

Все новости...
Все новости...
Все новости... Все новости...