Вопрос-ответ

Дата: 
16.12.2012 14:58:01

Скажите пожалуйста,каков порядок наречения имени при постриге?

Спрашивает: михаил.казань

Отвечает:

Уважаемый Михаил!

 Момент наречения постригаемому нового имени чрезвычайно важен. Называя имя человека, мы лишь отчасти прикасаемся к глубинам его бытия. "Что в имени твоём?" Вопрос остаётся без исчерпывающего ответа. В Апокалипсисе есть таинственное указание: "Дам ему (побеждающему) белый камень и на камени написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает" (Откр 2. 17) и кто даёт. Значит, в самом Писании содержится понимание того, что изменение имени — глубоко мистический богочеловеческий акт. Что же он символизирует? При наречении имени в молитвах на восьмой день священник просит: "И даждь, Господи неотреченну пребыти имени Твоему Святому на нём". Т.е. имя человеческое имплицитно содержит в себе и Имя Божие. Но "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр 13. 8). Следовательно, та искра Божества, которая дана нам при крещении, навсегда остаётся равной самой себе, а изменением имени мы признаём, что таинственным образом преобразилось человеческое естество, преобразилось настолько, что оно может быть описано, хотя лишь и отчасти, только новым именем, а не простым прибавлением к старому (как, к примеру, в случае священства). Это преображение запечатлевается тем, что на литургии, следующей за постригом, инок причащается уже с новым именем. Старый человек отныне умер. Значит ли это, что он умер в своём ветхом бытии и для Бога? Конечно, нет. Если мы верим в существование предопределения Божьего к монашеству, то можно утверждать, что, выбрав в полной свободе свой путь, инок полностью реализует смотрение Божие о себе. Следовательно, вся прежняя его жизнь должна рассматриваться как период, когда Господь так или иначе вёл его к этому.

Обычай изменения имени при пострижении в монашество — очень древний, по своему смыслу он восходит к ветхозаветному обычаю перемены имени в знак послушания (4 Цар. 23:34; 24: 17). С момента пострига жизнь монаха не принадлежит ему: она принадлежит Богу и Его Святой Церкви (в лице общины). Монах добровольно отсекается от своей воли, которая отступает перед волей Божией и волей церковного священноначалия (в лице игумена). Отказ от всего своего в пользу общего лишний раз являет полноту евангельского идеала, воплощаемого в монашеской общине.

Для более подробного разъяснения данного вопроса ,советуем Вам познакомиться с докладом священника Константина Польсковского "МОНАШЕСКИЙ ПОСТРИГ КАК ТАИНСТВО ЦЕРКВИ".


Ответ на этот вопрос прочитали 916 посетителей


Вернуться к списку вопросов Найти ответ

Вопросы принимаются в новом разделе сайта →

Последние добавления

Все новости...
Все новости...
Все новости... Все новости...