Вопрос-ответ

Дата: 
27.01.2013 21:16:27

Расскажите, пожалуйста, о несущих церковные обязанности - служительницах церкви - диакониссах, почему сейчас не существует такого понятия?

Спрашивает: Андрей, Казань

Отвечает:

Уважаемый Андрей!

Церковного чина диаконис в ранней Церкви, в I-II веках, не существовало, он возник лишь в III веке. Поэтому упоминание о служительнице Фиве (память 3/16 сентября) в Послании апостола Павла к римлянам (около 58 года) не следует рассматривать как устоявшийся термин: «Представляю вам Фиву, сестру вашу, диаконису церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницей многим и мне самому» (Рим. 16, 1-2).
 Женский организованный диаконат на Востоке впервые упоминается в «Западной Церкви», каноническом сборнике, составленном в III веке в Сирии или Северо-Восточной Палестине. На основании «Дидаскалии» в IV веке были созданы «Постановления святых апостолов». Благодаря этим источникам мы и узнаем о служении диаконис.

В церковной иерархии диаконисы стояли ниже диакона, который являлся их непосредственным руководителем. Новое служение было введено для того, чтобы в Церкви существовали посредницы между мужским клиром и женской частью общин, поскольку диаконисы для соблюдения благопристойности помогали при крещении женщин: после помазания елеем лба крещаемой остальные части тела помазывала диакониса, также она являлась и восприемницей вновь крещаемой. Диаконисы присутствовали при частных беседах женщин со священнослужителями; ухаживали за больными христианками; следили за порядком на женской половине храма; являлись руководительницами вдов и дев; могли выполнять какие-то поручения церковного характера. В эпоху императора Юстиниана определенное количество диаконис полагалось при каждом храме. Посвящение они получали через возложение рук, тем самым включаясь в число низших клириков — церковнослужителей, не совершавших таинств.

Нужны ли диаконисы сейчас?Церковь сама отсекает то, что становится ненужным. Сейчас возникают новые формы женского служения, которых не было до революции, — нынешние сестричества. Это очень специфическое, новое явление, отражающее реалии современной православной церковной жизни, когда сестры могут быть замужними, не дают строгих обетов, ухаживают за больными на добровольных началах, должны вести неформальную церковную жизнь, требующую духовного подвига. Можно сказать, что современные общины сестер милосердия в полной мере берут на себя наиболее необходимые для современной Церкви функции диаконис. Создание нового церковного чина было бы неправильным, потому что церковная иерархия предполагает все-таки не социальное, а церковное служение. Безусловно, и сейчас может встать вопрос о женском священстве. В свете того что в англиканской церкви уже имеются и женщины-священники, и женщины-епископы, этот вопрос приобретает явно ненормальную направленность. То, что Церковь много веков назад естественным образом от себя отсекла, — это, наверное, справедливо.
 Христианство поставило образ женщины на небывалую высоту в сравнении с другими религиями, но в то же время установило естественные пределы различным формам женской активности. В этом есть особая мудрость, охраняемая церковной традицией


Ответ на этот вопрос прочитали 927 посетителей


Вернуться к списку вопросов Найти ответ

Вопросы принимаются в новом разделе сайта →

Последние добавления

Все новости...
Все новости...
Все новости... Все новости...