Вопросы принимаются в новом разделе сайта →
Вопросы принимаются в новом разделе сайта →
Спрашивает: Валентин,Киев
Отвечает:
Уважаемый Валентин!
Самая точная характеристика этого исторического персонажа принадлежит бывшему Саратовскому митрополиту Вениамину (Федченкову), лично знавшему этого псевдодуховного старца. По мнению митрополита Вениамина, Распутин - обыкновенный русский мужик, с известной долей искренней веры и тягой к благочестию, но совершенно не имеющий силы справиться со своими мужицкими страстями, главные из которых - пьянство и блуд. «Трагедия в самом Распутине была более глубокая, чем простой грех,- пишет митрополит Вениамин в книге воспоминаний «На рубеже двух веков».- В нем боролись два начала, и низшее возобладало над высшим. Начавшийся процесс его обращения надломился и кончился трагически. Здесь была большая личная душевная трагедия. А вторая трагедия была в обществе, в разных слоях его, начиная от оскудения силы в духовных кругах до распущенности в богатых».
Такую же характеристику дает Распутину в своих воспоминаниях другой выдающийся иерарх Русской Церкви XX столетия митрополит Евлогий (Георгиевский): «Сибирский странник, искавший Бога в подвиге, и вместе с этим человек распущенный и порочный, натура демонической силы - он сочетал в своей душе и жизни трагедию: ревностные религиозные подвиги и страшные подъемы перемежались у него с падением в бездну греха. До тех пор пока он ужас этой трагедии сознавал, не все еще было потеряно; но впоследствии дошел до оправдания своих падений - и это был конец». Еще более резкую оценку противоречивой натуре Распутина дал бывший воспитатель Великого князя П. Жильяр: «Судьба хотела, чтобы тот, которого видели в ореоле святого, был бы в действительности существом недостойным и развратным... нечестивое влияние этого человека было одною из главных причин смерти тех, кто верил, что найдет в нем спасение».
В 1903 году происходит знакомство прибывшего из Сибири странника с ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии епископом Сергием (Страгородским), который представляет Распутина инспектору Академии архимандриту Феофану (Быстрову) и епископу Гермогену (Долганеву). Особенно благоприятное впечатление Распутин произвел на архимандрита Феофана, духовника царской семьи, который испытывал глубокую симпатию к этому сибирскому мужику-проповеднику и видел в «старце Григории» носителя новой и истинной силы веры. При посредничестве великого князя Петра Николаевича и его жены Милицы Николаевны 1 ноября 1905 года произошло роковое знакомство с царской семьей, о чем мы читаем в дневнике императора Николая II: «Пили чай с Милицей Николаевной и Станой. Познакомились с человеком Божьим - Григорием из Тобольской губернии».
Характерно, что усиление влияния Распутина на царскую семью, которую он постоянно компрометировал, произошло после кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского, по отношению к которому, по свидетельству департамента полиции, Распутин допускал весьма непочтительные высказывания.
Низменность натуры Григория Распутина очень скоро оттолкнула от него тех, кто первоначально был очарован его мнимой духовностью. Покровители Распутина епископ Сергий (Страгородский), епископ Гермоген (Долганев), архимандрит Феофан (Быстров) становятся его противниками. Известны неоднократные попытки императора Николая II удалить Распутина из Петербурга, однако авантюрист, сумевший убедить императрицу Александру Федоровну в своем умении успокаивать приступы смертельной болезни царевича Алексея, упорно возвращался в царский дворец.
Стремление некоторых людей видеть в Распутине святого человека, подвиг которого был якобы сокрыт возведенной на него клеветой, свидетельствует об их духовной нечуткости и неукорененности в Православной Церкви.
Ответ на этот вопрос прочитали 852 посетителей
Вопросы принимаются в новом разделе сайта →