Вопрос-ответ

Дата: 
09.11.2006 12:12:52

Здравствуйте!
Расскажите,пожалуйста.Дает ли библия и Православная церковь объяснение состоянию организма человека сну.Как правильно вести себя во время сна?Как относиться ко сну для здоровья ума и тела?
Спасибо за ответ.

Спрашивает: Наталья

Отвечает:

Уважаемая Наталья!

Отношение Библии к снам и сновидениям двоякое: с одной стороны, она сравнивает сны с мякиной, а с другой, - говорит, что и Бог вразумляет людей сновидениями (Деян.2:17).

Давайте рассмотрим этот вопрос. Сначала определимся, что такое сон с физиологической и с духовной точки зрения. Ведь сны в ночное время наводняют жизнь людей; их видят многие: верующие и неверующие, праведные и грешники, и даже дети. Наверное, ни один человек не обходится без сновидений.

Наука психология, изучающая психическую деятельность человека, объясняет причину сновидений естественной работой мозга в ночное время. Действительно, часть сновидений можно объяснить физиологическими и психологическими причинами. Библия тоже связывает способность человека видеть сны с деятельностью нашего мозга как физической основы ума: она показывает, что сновидения бывают и естественными, и сверхъестественными.

Естественные сновидения вызываются физиологической и психологической деятельностью человека; а сверхъестественные приходят к людям из двух источников – от Бога и от сатаны. Но верующий человек должен уметь отличить, из какого источника пришел к нему тот или иной сон, чтобы знать, как на него реагировать.

Итак, источником сновидений является работа мозга в ночное время при полностью или частично отключенном сознании, когда человек пассивен и многие функции не работают. Библия дает нам верное понимание сновидений и помогает выработать правильное отношение к ним.

Как же следует относиться к снам и сновидениям? В обычной жизни сны чаще всего являют собой искаженную картину психической деятельности человека в дневное время. Интересно, что с давних пор люди придавали сновидениям большое значение, верили в их предсказательную силу, рассказывали их друг другу, пытались разгадать их смысл, связывали свои сны с теми или иными событиями или образами, даже составили специальные «сонники» по разгадыванию снов.

Сны у людей бывают самые разные: приятные и неприятные, странные и причудливые, веселые и мрачные, комические и фантастические, иногда трагические, страшные или просто несбыточные, но бывают и вещие, от Бога. Чего только не причудится спящему человеку в его сказочных сновидениях! Одних сны радуют, других пугают, настораживают, угнетают, чаще смущают, вызывают тревогу, даже утомляют.

Язычник Навуходоносор, привидев во сне огромных размеров странного истукана, а потом весьма высокое дерево, устрашился своего сна и честно признался Даниилу: «...Я видел сон, который устрашил меня, и размышления на ложе моем и видения головы моей смутили меня» (Дан.4:2). Пробудившись от сна, он долгое время не мог придти в себя, размышляя о смутивших его видениях головы.

Иосиф свои сны воспринимал спокойно и по детской наивности делился ими с братьями и отцом. Библия упоминает, что Иаков побранил его за эти сны (Быт.37:10): они ему не понравились или задели его.

Виночерпия и хлебодара, придворных вельмож египетского фараона, их странные и непонятные сны привели в глубокое раздумье, смущение и беспокойство (Быт.40:6), и они искали, кто бы пролил свет на эти сны и облегчил им душу.

А впоследствии сны самого фараона привели его к такой тревоге и волнению (Быт.41:8), что он, отложив все свои государственные дела, поднял на ноги многочисленную касту волхвов и мудрецов своего царства, потребовав немедленно разгадать, что сообщили ему в его снах боги. Он интуитивно почувствовал, что сны исходили из сверхъестественного источника.

Еще языческие мудрецы различно судили о снах. Один языческий мудрец (Протагор) говорил: "Каждый сон имеет свое значение, свой смысл, и для человеческой жизни полезно обращать на сны внимание". Другой же языческий мудрец (Ксенофан) объяснял, что все сны пусты и обманчивы и что заблуждается тот, кто обращает на них внимание и устрояет по ним свои дела. Истины нужно искать в средине; т.е. во-первых, не на все сны надобно обращать внимание, но, во-вторых, не все сны надобно презирать, считать их пустыми.

Во-первых, не на все сны надобно обращать внимание. Сам Бог увещевает людей чрез Моисея "не гадать по снам" (Лев. 19, 26). "Безрассудные люди, - говорит Сирах, - обманывают самих себя пустыми и ложными надеждами: кто верит снам, тот подобен обнимающему тень или гоняющемуся за ветром; сновидения совершенно то же, что отображение лица в зеркале" (Сир. 34, 1-3). Большая часть снов суть только естественное следствие возбужденного воображения человека. О чем человек днем думает, чем он сильно заинтересован, чего он страстно желает или не желает, это и снится ему. Св. Григорий рассказывает об одном человеке, который безрассудно верил снам и которому во сне обещалась долгая жизнь. Он собрал много денег, чтобы иметь чем благополучно прожить долгую жизнь свою, но вдруг заболел и вскоре умер - и таким образом не мог сделать никакого употребления из своего богатства, и в то же время не мог взять с собою в вечность никаких добрых дел. Следовательно, есть много снов пустых и обманчивых, которые ничего не значат и на которые не надо обращать внимания.

Но, во-вторых, есть и такие сны, которые имеют значение для нас и на которые надо обращать внимание. Укажем для примера на сон Иосифа, одного из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Иосифу снилось, что он с отцом и братьями жнет в поле пшеницу: сноп Иосифа стоял прямо, а снопы отца и братьев окружили его и поклонились ему. Этот сон точно исполнился: по истечении некоторого времени Иосиф, проданный братьями в Египет, сделался правителем Египта, и приехавшие в Египет отец и братья его должны были кланяться ему и почитать его. Точно так же сбылся пророческий сон фараона, царя египетского. Если бы фараон не обратил внимания на этот сон и не сделал больших запасов хлеба в урожайные годы для годов неурожайных. то он горько раскаивался бы: жители Египта, а также отец и братья Иосифовы, умерли бы голодною смертию.

И многие из людей имеют причину раскаиваться в том, что не обратили внимания на некоторые сны свои. Вот для примера один рассказ. Один беспутный юноша, не слушавший увещаний своих лучших друзей, направлявших его на другую, лучшую дорогу, увидел однажды во сне своего отца, который строго повелевал ему оставить беспутную и безбожную жизнь и жить лучше; но, согласно изречению Иисуса Христа: "Если не слушают закона, то не послушают и того, кто бы воскрес из мертвых", юноша не обратил никакого внимания на свой сон. Тогда он снова видит такой же сон: ему снова снится отец, который заявляет сыну, что если он не переменит своей жизни, то в такой-то день его застигнет смерть, и он предстанет на суд Божий. Юноша рассказал шуточно о сне своем подобным же ему товарищам и не только не думал об исправлении жизни, но даже как бы хотел посмеяться над угрозою, полученною во сне. Именно: на тот день, в который во сне отец угрожал сыну смертию, он назначил большую пирушку с товарищами. И что же? Среди винопития сына поражает внезапно апоплексический удар, и он чрез несколько минут умирает! Из приведенных здесь рассказов "мы видим, что не все сны обманчивы и пусты: есть сны, которые действительно исполняются в жизни.

Итак, с библейской точки зрения, сновидения, как и видения, могут происходить из трех источников: от Бога, от собственного разума и от сатаны. Чтобы нам быть способными определить источник их происхождения, надо быть духовно развитыми, хорошо знать законы духовного мира и так же хорошо знать духовное и психологическое состояние самого себя или других.

Вот, по крайней мере, один из способов определения источника наших снов:

Если после ночи мы находимся в бодром, нормальном, спокойном, мирном состоянии, сохраняем расположение духа, веры, стойкости, разум активен и в полном сознании, то наше сновидение или видение было подано нам Богом.

Но все то, что приходит от злых духов, - странно, фанатично, фантастично, даже безумно и обязательно торопливо, вынуждает к немедленным действиям, мучительно и угнетает. Человек превращается в одержимого, гордого, омраченного, смятенного, неразумного, жесткого, прямолинейного, непробиваемого, утратившего покой.

Несколько советов о том, как нужно относиться к сновидениям

1) Если сны побуждают нас к добру и удерживают от зла, то считайте эти сны перстом Божиим, указывающим вам на небо и отклоняющим вас от дороги к аду.

"Бог говорит однажды, и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвесть душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом" (Иов. 33, 14-18).

"Когда увидишь во сне образ креста, учит преп. Варсануфий, знай, что этот сон истинен и от Бога; но постарайся от святых получить истолкование значения его и не верь своему помыслу" ("Руковод. к дух. жизни" Варсануфия и Иоанна, стр. 368).

2) Если же вы не уверены или не имеете разумной причины думать, что сон происходит от Бога, в особенности если сон касается не важных, безразличных предметов, тогда нет надобности обращать внимание на сны и устроять по ним свои действия; будьте осторожны, дабы, обращая внимание на каждый сон, не сделаться суеверными и не подпасть опасности согрешить.

3) Если, наконец, сон соблазняет человека на грех, то он есть следствие нашего испорченного, расстроенного воображения, нашей фантазии, или же он происходит от того, от кого да сохранит нас Бог Своею благодатию, т.е. от диавола.


Ответ на этот вопрос прочитали 757 посетителей


Вернуться к списку вопросов Найти ответ

Вопросы принимаются в новом разделе сайта →

Последние добавления

Все новости...
Все новости...
Все новости... Все новости...