Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, что делать тем родителям, которых врачи насильно заставляют делась аборт, мотивируя это тем, что ребенок неизлечимо болен, например, даунизмом, угрожая в противном случае не оказывать помощи и наблюдения до родов и во время родов, говоря при этом, что все равно почти всегда родители отказываются от таких детей. Спасибо за ответ.
Здравствуйте, Татьяна. В вопросе выбора каждый человек является свободным. Даже Господь не насилует волю человека, а тем более, никто из людей не имеет права за другого принимать ответственные решения. Выбор между жизнью и смертью более чем просто ответственное решение.
Попытки людей поставить себя на место Бога, по своему произволу изменяя и «улучшая» Его творение, могут принести человечеству новые тяготы и страдания. Церковь исходит из основанных на Божественном Откровении представлений о жизни как бесценном даре Божием, о неотъемлемой свободе и богоподобном достоинстве человеческой личности, призванной «к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3. 14), к достижению совершенства Небесного Отца (Мф. 5. 48) и к обожению, то есть причастию Божеского естества (2 Пет. 1. 4). С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно.
«Я образовал тебя во чреве... и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1. 5- 6), – сказал Господь пророку Иеремии. «Не убивай ребенка, причиняя выкидыш», – это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в «Учении двенадцати апостолов» одном из древнейших памятников христианской письменности. «Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо... зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь», – писал апологет II века Афинагор. «Тот, кто будет человеком, уже человек», – утверждал Тертуллиан на рубеже II и III веков. «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит суждению смертоубийства... Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы», – сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Собора. При этом святой Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: «У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного». Святитель Иоанн Златоуст называл делающих аборт «худшими, нежели убийцы».
Церковь почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются нарождённые дети. Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь.
По поводу всевозможного разнообразия видов заболеваний, в том числе и даунизма, у будущих детей мы должны руководствоваться словами Господа о невозможности следовать за Христом тем, кто не несёт своего креста. Жизнь свою и будущего ребёнка лучше вручить в руки Божии. Чаще прибегать к таинствам Покаяния и Причащения. В деле поддержки и укрепления необходимо общаться напрямую с духовником. Не следует также не принимать во внимание возможность наличия врачебных ошибок даже при современной диагностике.
Одним из многочисленных достойных примеров для подражания может служить случай воспитания ребёнка с заболеванием синдрома Дауна известной актрисой Эвелиной Блёданс.
В заключении, можно привести толкование Зонара на 15-е правило Гангрского Собора:
«И звери своих детей питают и охраняют и подвергаются опасностям за них. А если звери относятся так к своему порождению, то на сколько более должны иметь попечение о своих детях и заботится о них те, которые почтены разумом».