Действительно ли служение Иисуса Христа на земле продолжалось лишь 3 года? А хоть что-то известно о Спасителе до его 30-ти летнего возраста: где Он был, что делал?
Вопрос о продолжительности земного служения Христова получал, как в древности, так и в новое время, неодинаковое решение. В евангелии от Иоанна, Пасха, праздник годового круга, упоминается, по крайней мере, три раза: 2:23, 6:4 и 11:55. Последняя Пасха есть Пасха Страстей. Отсюда – традиционные три с половиною года служения Христова. Если же одно из упоминаний праздника не допускает отожествления с Пасхою, продолжительность служения Христова сокращается на год. Так или иначе, события евангельской истории в евангелии от Иоанна не могут быть умещены в рамки менее двух лет.
С другой стороны, синоптические Евангелия, не содержащие никаких хронологических указаний после точных координат Лк 3:1-2, оставляют впечатление меньшей продолжительности евангельской истории. Но крупные представители современной библейской науки считают, что синоптики и Иоанн вполне согласуются между собою. Они отталкиваются от сопоставления следующих евангельских текстов.
В Мк 2:23 ученики Христовы, проходя с Господом засеянными полями, срывали зрелые (ср.Мф 12:1, Лк 6:1) колосья. В Мк 6:39, приступая к насыщению пятитысячной толпы в пустынном месте, Господь повелел ученикам рассадить присутствовавших «отделениями на зеленой траве» (ср. Ин 6:10). Зеленая трава в жаркой Палестине бывает раннею весною. Если насыщение пяти тысяч имело место после того случая, который рассказан в Мк 2:23 то оно должно относиться к следующей весне. Этими соображениями хронология синоптиков приводится в согласие с хронологией Иоанна, и мы можем допустить, что первый, Галилейский, период служения Христова продолжался не менее полутора лет.
Что касается молчания евангелистов о жизни Христа до 30-летнего возраста. Во-первых, нужно помнить, что Евангелия – это не жизнеописание Иисуса, а благовестие о Мессии. Во-вторых, очевидно, что жизнь Господа до его выхода на проповедь не выходила за рамки обычной жизни человека, что и давало повод его соотечественникам впоследствии удивляться и не принимать Его. Исключение – эпизод, описанный у евангелиста Луки (Лк. 2, 43-51), но без сомнения, это было единственное проявление Мессианского достоинства, относящееся к периоду взросления Иисуса. Иначе Пресвятая дева, которая, как сказано «сохраняла слова Господа в сердце своем» обязательно поведала бы об этом.
В более позднее время появилось так называемое «Сказание Фомы, израильского философа, о детстве Господа», но характер этого литературного памятника настолько отличался от того, что писалось о Христе ранее, что Церковь отнесла «Сказание» к подложной книге.
Образ Иисуса из «Сказания», пришедшего «проклясть», никак не вяжется с Тем, Кто пришел «послужить и отдать душу Свою для искупления многих». (Мф. 20, 28)