На сайте нашего прихода была статья о том, что у Бога нет «ни мужеского пола, ни женского». Тем не менее, женщины пропускают вперед мужчин, будь то Причастие, Исповедь, целование Креста, помазание и т.д. Я не против, разумеется, но когда согбенные и больные старушки пропускают вперед здоровых и молодых мужчин, это как-то странно выглядит, и даже вроде бы не совсем по-христиански, или я ошибаюсь? Священник нашего храма сказал, что в каждом храме могут быть свои традиции, но что же это за традиция такая? Моя мама перенесла раковую операцию, ей 70 лет, она с трудом достаивает до конца службы (думаю, не только она). А её еще и упрекнули, что она дерзнула пройти вперед парня, который в три раза моложе её. Но ведь каждому не будешь объяснять, какие у тебя проблемы.
Здравствуйте, уважаемая Алла!
Согласно традиции, сложившейся во времена раннего христианства, мужчины и женщины стояли в Церкви отдельно. Данное разделение соответствовало древним представлениям о благочестии. Условное деление храма на мужскую и женскую половины до сих пор сохраняется, например, у коптов. В Византии во многих храмах устраивались хоры (вторые этажи, идущие по периметру храма), где во время службы стояли женщины. Отсюда и могла возникнуть дошедшая до наших дней традиция, когда первыми подходили мужчины.
Ответом на Ваше недоумение может послужить высказывание по данному вопросу богослова, иеромонаха Иова (Гумерова), насельника Сретенского монастыря: «Никаких уставных указаний на очередность причастия мирян нет. К святой Чаше должен первым подходить тот, кто ближе к ней стоит. Разумно пропустить вперед инвалидов и болящих, потому что им трудно стоять».
В Вашем случае и подобных ему можно просто, без объяснения причин, попросить пропустить Вас вперёд, и я полагаю, что никто не откажется.
Если не рассматривать случай, указанный Вами относительно очередности, некоторые женщины, пропуская мужчин вперёд, видят в этом дань уважения тем немногим мужчинам, которые ходят сегодня в храм.