Вопрос духовенству Татарстанской митрополии

На этой странице сайта Вы можете задать любой вопрос, связанный с Православием или Казанской епархией. Обращаем Ваше внимание на то, что редакция сайта не считает обязательным давать ответы на вопросы, носящие провокационный характер. Необходимо также помнить, что вопросы личного, духовного характера, лучше решать в непосредственном общении со священником.

На вопросы отвечают священнослужители Татарстанской митрополии. Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее. 

Дата: 
27.04.2017 17:46:21

Чем отличается послушание от рабства?

Спрашивает: Читатель сайта, Вятские Поляны

Отвечает: протоиерей Валерий Каранаев

Здравствуйте, уважаемый Читатель! Христос Воскресе!

Через грехопадение в лице прародителей весь род человеческий «променял» Божие благословение на проклятие. Заповедь о невкушении плода с Древа познания добра и зла по сути и являлась послушанием. Господь желал, чтобы воля человека согласовывалась с Его волей. Но преслушание — грехопадение именно и произошло тогда, когда человек пошел против воли Божией, когда его воля стала действовать отдельно от воли Бога. Непослушанием первозданного человека грех вошел в мир и стал угнетать природу человека. Послушанием Сына Божьего, нового Адама, грех в человеческой природе был уврачеван . «Слово делается послушным Отцу чрез то, что Оно стало подобно нам и чрез то, что приняло от нас (наше), врачуя наше непослушание и становясь для нас образцом послушания, вне котораго невозможно получить спасение» (преподобный Иоанн Дамаскин). Вот почему добродетель послушания так важна. Послушание — это исполнение воли Божией, а не чьей-либо другой, например, человеческой.

Послушание, в отличие от рабства, имеет нравственную ценность, ввиду того, что оно выполняется по свободной воле. «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её у Меня; но Я Сам отдаю её» (Ин. 10:17-18). Послушание способствует избавлению от гордости и, как в награду от Бога, человек приобретает смирение и внутренний душевный покой.

При этом повиновение из страха не имеет нравственной ценности: «враги твои раболепствуют тебе, и ты попираешь их» (Втор. 33:29). Рабство обязывает повиноваться господину или начальнику. Те, кто от безволия выполняют порученное, а не по христианской добродетели, Богу не угождают. Более того, они из рабского повиновения при повелении им могут совершить и злое и противозаконное.

Невозможно и недопустимо требовать послушания — как невозможно и недопустимо требовать того, что относится к свободным дарам сердца — любви, благодарности или милости.

В этом и может находиться различие между добровольным отсечением своей воли — послушанием и насилием над тем, кто находится в статусе раба.

«Надо иметь готовность по воле Божией все делать. Надо различать два рода послушания: внешнее — для средних дел, и внутреннее — для духовных дел. Во внешнем нужно полное повиновение: без рассуждения исполнять, что скажут. Во внутреннем — нужно всегда обращаться к духовнику, спрашивать его, какова воля Божия. Но его совет надо проверять Святым Писанием и святыми отцами, и если он скажет не согласно с ними, то можно сказать ему: не могу так. <...> Если делаешь то, что тебе самой желательно и приятно, то это не приносит особенной пользы для души, только вред здесь умеряется все-таки тем, что получается благословение. А настоящее послушание, приносящее душе великую пользу, происходит тогда, когда делаешь наперекор себе, тогда Сам Господь на Свои руки берет тебя, благословляет твои труды», — говорит преподобный Никон Оптинский

В основе послушания должно находиться доверие. Мы доверяем Богу потому, что «Бог верен и нет неправды в нём» (1 Пет. 5:5). Исаак добровольно идёт на заклание, доверяя отцу. Авраам заносит над сыном руку с ножом, доверяя Богу. Послушание — доверие — вера вменилась ему в праведность. Послушание стало подвигом.

Послушание внешнее — отсечение воли, по святоотеческому учению, должно иметь в своей основе послушание внутреннее — духовное. Без него оно может быть рабским.

Наше послушание — это вопрос нашего отношения к Богу. И необходимо различать, где закон Божий, а где раболепство и человекоугодие.


Ответ на этот вопрос прочитали 2037 посетителей


Вернуться к списку вопросов Найти ответ Задать свой вопрос

Последние добавления

Все новости...
Все новости...
Все новости... Все новости...