Здравствуйте! На душе у меня тревога вот по какому поводу. Я посещаю храм, местный священник считает, что в праздники нельзя работать. Я начинала ходить когда только открывался этот храм, придя на Троицу после службы он сказал: на огороды не ходите, потому что идет Троицкая неделя, все равно у вас ничего не вырастет. Я ходить туда больше не стала. Ходила в другой храм. Но так как этот храм рядом, а другой далеко, вернулась снова. В прошедший праздник Троицы был сильнейший дождь, мы пришли в церковь с подругой. В конце службы батюшка поблагодарил всех, что не смотря на ненастье пришло много народа, но в конце сказал: хорошо, что дождь, поэтому вы не побежите на огороды. А мы все переживаем за свой урожай. Я считаю, что так нельзя нам говорить. Вот помолились и делайте свои дела. А если мы только молиться будем и гулять, а работать когда? Я слыша мулу, так он так и говорит: молитесь и работайте, работайте и молитесь. Также я ездила в Крым, где была в монастыре и матушке задала вопрос: почему нельзя работать в праздники? Она ответила: а кто вам такое сказал, мы ведь тут не сидим сложа руки – молимся и работаем. А в этот раз я в Духов день не пошла на службу, мне было так обидно, ведь в храм надо ходить не с пустыми руками и всегда собирают деньги, а работать кто за нас будет? Если не работать, хоть лоб расшиби, ничего не будет.
Здравствуйте, уважаемая Анна!
«Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лк. 10:40-42).
То, что у Вас имеется желание приходить в храм не с «пустыми руками», — это хорошо, и оно схоже с добродетелью Марфы — странноприимничеством, то есть проявлением заботы. Но ведь сам Господь, не осуждая Марфы, а обращая её взгляд на высшее благо — спасение, говорит, что хотя она делает доброе дело, заботясь о угождении Ему, но важнее и необходимее всего внимать спасительному учению и заботиться о своем спасении. Именно оно «едино есть на потребу». В Евангелии от Матфея мы опять слышим призыв Господа: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:31-33).
Господь даёт нам понять, что если Он будет в чем-либо нуждаться, то Он за этим не будет обращаться к нам, потому что и так все принадлежит Ему. Мы Им созданы и не имеем ничего своего. Всё — Его дар. А обращаясь к каждому из нас, Он говорит: «Сыне, дай Мне твоё сердце» (Притч. 23:26). Бог просит лишь о том, чтобы при наличии свободного выбора, воля человека совпадала с Его волей. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Естественно, здесь говорится о дверях сердца.
Жертвой благоприятной Ему являются не наши приношения (хотя начатки всего, что произрастает на земле мы обязаны посвящать Ему), а сердце сокрушенное и смиренное.
Теперь относительно Вашего высказывания: «А если мы только молиться будем и гулять, а работать когда?» Нигде в Священном Писании не говорится о том, что не надо работать, а только молиться. Напротив, ещё со времён Ветхого Завета существует заповедь «Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему».
Этой заповедью Бог указывает трудиться в течение шести дней и заниматься нужными делами, к каким кто призван, а седьмой день посвящать на служение Ему и на дела угодные Ему. К ним относятся: попечение о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Священного Писания, благочестивые беседы на религиозные темы, помощь нуждающимся, посещение больных и находящихся в тюремном заключении, утешение скорбящих и другие дела милосердия.
В Ветхом Завете праздновалась суббота. Во время Нового Завета — воскресение, которое ещё называется малой Пасхой. К дням, в которые верующие обязаны быть в храме, относятся также двунадесятые и великие праздники.
Труд с молитвой необходим, но как мы говорили выше, важнейшим делом является спасение души.
Нарушают четвертую заповедь не только те, кто работают в воскресные и праздничные дни, но и те, которые ленятся трудиться в будничные дни и уклоняются от своих обязанностей, потому что заповедь гласит: «шесть дней трудись». Нарушают четвертую заповедь и те, которые, хотя не работают в воскресенье, но и Богу не посвящают этого дня, а проводят его в праздности и угождении себе.
Остающимся верными Ему, Господь обещает: «... Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой; и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта...» (Лев. 26:4-5). А тем кто надеется только на себя и презирает заповеди Его, Господь сказал: «... сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь; и напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастений своих, и дерева земли [вашей] не дадут плодов своих» (Лев. 26:19-20).
С Божиим благословением и сухая палка может расцвести как жезл Ааронов, а без него все прилагаемые нами усилия останутся тщетными.
Дай, Господи, всем нам оставаться верными Тебе и выполнять заповеди Твои!