Батюшка, расскажите, пожалуйста, подробнее о правилах подготовки ко Святому Причащению?
Здравствуйте, Андрей!
Если человек не соблюдает обязательный для всякого православного христианина Великий пост, среду и пятницу в течение всего года, за исключением сплошных периодов, то ему обязательно нужно соблюдать пост перед причащением.
Приготовить себя к причастию постом в течение нескольких дней («поговеть» – народн.) необходимо тем, кто вовсе не постится или постится от случая к случаю. Срок этой подготовки сведен к неделе, в соответствии с общепринятой традицией, которая берет, в свою очередь, начало от другой традиции, распространенной в России с ХII до XIV вв., когда причащались несколько раз в году, в основном, в периоды многодневных постов. К сожалению, подобного рода традиции редкого причащения были плодами невысокого уровня духовности.
В настоящее время традиция «говения» в течение недельного срока, упомянутая выше, сводится вовсе чуть ли не к одному дню. Очевидно, что это яркий показатель слабого духовного уровня современного общества. Принимая во внимание духовную и телесную слабость многих чад Церкви, пастыри вынуждены допускать до причастия не в полной мере «поговевших». Священники рекомендуют людям попоститься неделю, советуя варьировать этот срок в зависимости от состояния здоровья. При некоторых тяжелых заболеваниях пост может усугубить положение и нанести непоправимый вред. Это, например, раковые заболевания, сахарный диабет, заболевания поджелудочной железы, желчного пузыря и т. д. Принимая это во внимание, священники рекомендуют тяжело больным выбирать степень постного воздержания и срок его, исходя из предписаний врачей. Конечно, не следует использовать эти послабления для полного отказа от поста и поедать всё подряд.
Другая, очень важная составляющая часть подготовки ко причащению – молитвенная, в современной практике только начинает восстанавливаться до уровня уже упоминаемой исторической эпохи с ХII до XVI вв., когда большинство православных причащалось либо раз в году, либо в каждый из многодневных постов. В соответствии с редкостью обращения к благодати и силе Святых Тела и Крови Христовых, подготовиться к принятию их рекомендовалось особым молитвенным правилом – «Последованием ко Святому Причащению», к которому, впоследствии, прибавилось чтение нескольких канонов и акафистов (канон покаянный, канон молебный к Богородице, канон Ангелу-Хранителю, акафист Иисусу Сладчайшему и акафист Пресвятой Богородице). Правила эти служат для наилучшего достижения душою страха Божия и трепета перед принятием величайшей святыни, преображающей всё естество человека.
В соответствии с наиболее распространенной практикой Русской Православной Церкви, для тех, кто причащается один или несколько раз в году, будет спасительно стремиться приготовить себя к причастию молитвами вышеперечисленных канонов и акафистов, заключая их непосредственно самим «последованием ко Свяому Причащению».
Очень удобно при этом разделить чтение канонов и акафистов по количеству дней приготовительного поста. Так, в первый день можно прочитать канон покаянный, во второй – канон к Богородице, в третий – канон Ангелу-Хранителю, в четвертый – акафист Иисусу Сладчайшему, в пятый – акафист Пресвятой Богородице, вечером шестого дня – первую половину «Последования ко Святому Причащению» (канон), утром, перед службой – вторую половину последования (молитвы). Таким образом, вся неделя будет проходить в духе благодатного приготовления не только воздержания телесного постом, но и труда духовного молитвенного.
Тем же, кто стремится причащаться чаще, дополнительные каноны и акафисты постепенно станут тяжелым трудом и потому не являются обязательными к исполнению. Непременным же условием для причастия остается исполнение «Последования ко Святому Причащению», разделенного таким же образом на две части.
Бог в помощь в приготовлении ко Святому Причащению всем православным христианам!