На этой странице сайта Вы можете задать любой вопрос, связанный с Православием или Казанской епархией. Обращаем Ваше внимание на то, что редакция сайта не считает обязательным давать ответы на вопросы, носящие провокационный характер. Необходимо также помнить, что вопросы личного, духовного характера, лучше решать в непосредственном общении со священником.
На вопросы отвечают священнослужители Татарстанской митрополии. Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.
Дата:
27.08.2016 10:42:40
Как Православная Церковь относится к «Божественной комедии» Данте?
Спрашивает: Алексей, Казань
Отвечает: Редакция сайта
Скажите, пожалуйста, как Православная Церковь относится к «Божественной комедии» Данте? Соответствует ли описание ада и рая учению Православной Церкви? Спасибо.
Здравствуйте, уважаемый Алексей!
Бесспорно, Данте Алигьери является одним из величайших писателей. Неповторимый художник пера, он по праву считается основоположником литературного итальянского языка. Однако читать Данте необходимо не только специалистам, занимающимся изучением истории и культуры Италии.
Данте писал свою «Божественную комедию» отнюдь не для того, чтобы запугать своих современников ужасающими картинками ада. Это делали и до него. Вся эпоха Средневековья прошла под знаком дикого ужаса перед адскими муками. Данте же являет своим произведением иную реальность. Реальность эта выражается в глубочайшей по смыслу фразе: «Рай и ад начинаются на земле».
Данте доказывает, ад — не наказание, ибо «Бог милости, и щедрот, и человеколюбия» никого не наказывает; но он и не просто место, где пребывают тени умерших, как это было у Гомера или Вергилия. Ад — это состояние, в которое проваливается человек, когда его «я» оказывается во власти греха.
Ужас адских мук заключается прежде всего в том, что здесь царит ненависть. Вспомните, как тени ненавидят друг друга, но от этой ненависти они не горят, что соответствовало бы традиционному образу Ада, а замерзают. Несчастный граф Уголино — жертва. Его вместе с детьми заживо замуровал епископ Руджиери. Безумно жалко его детей. Чудовищна рассказанная им история. Здесь, в Аду, он оказался только по одной причине — из-за своей дикой, звериной ненависти к Руджиери, в череп которого он вгрызается теперь зубами, словно голодный в краюху хлеба, и уже не может остановиться. Палач и его жертва обречены мучить друг друга вечно, пока Уголино не излечится от своей ненависти.
Ненависть и злоба, как ничто другое, быстро и навсегда загоняют человека в тупик. Это, действительно, «мука вечная», то есть полная, — мука, от которой не спасешься ни при каких обстоятельствах.
Только любовь может избавить человека от Ада. Именно с этого утверждения начинается поэма Данте. Беатриче как donna di virtu (светящаяся дободетелью дама) или, более того, святая, видя, что воспевший ее в своих канцонах поэт, блуждая по дорогам жизни, словно по пустыне, уже почти погиб, спускается с небес в преддверья Ада. Со словами amor mi mosse («меня привела любовь») она посылает к нему Вергилия, поэта, которого Данте считает своем учителем и autore (дословно: виновником своего «я»), чтобы тот провел его через Ад, пока он жив и, следовательно, может изменить себя. Беатриче больно оставаться в раю, ибо она видит, что Данте погибает. Вергилий приходит к нему на помощь — благодаря автору «Энеиды» Данте начинает смотреть на самого себя другими глазами. В лица тех, чьи портреты, рассказывая о путешествии по Аду, Данте рисует в своих стихах, он и сам всматривается как в зеркало, и нас, своих читателей, зовет последовать его примеру. Он открывает, что грех страшен не как нарушение запрета, но тем, что он уродует человека и искажает его природу
Беатриче, праведница, спустившаяся из рая, боится только того, что наносит вред ближнему. Для нее грех — это то, что может far altrui male, «сделать другому плохо». В дальнейшем Данте раскрывает эту формулу, подчеркивая, что из всех грехов страшнейшими являются насилие и обман — forza e frode altrui contrista. Страшны они именно тем, что плохо от них бывает не самому грешнику, а кому-то другому (altrui). В сущности, здесь дается полный ответ на вопрос, что такое грех.
Бессмертное произведение Данте в первую очередь — художественное осмысление экзистенциальных вопросов. Православная Церковь не считает поэта догматистом, однако со вниманием относится к его творчеству.
Рекомендуем Вам прослушать курс лекций иерея Георгия Чистякова, посвященных разбору «Божественной комедии» Данте Алигьери. Также предлагаем Вам ознакомиться с лекцией поэта Ольги Седаковой «Под небом насилия. Седьмой круг Ада у Данте».