Простит ли Бог грехи, если покаяться не исповедовавшись?
Давайте разберёмся в понятиях покаяние и исповедь.
Господь Иисус Христос, начал свое общественное служение с призыва: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.6:17). Слово покаяние (греч. метанойя) переводится как «перемена ума», «изменение» и означает осознание человеком своего греха, последующее исправление образа жизни. Истинное покаяние означает перерождение, внутренняя перестройка, обновление и возрождение к жизни. Без покаяния невозможно спасение, – говорит Святейший Патриарх Кирилл.
Что же касается исповеди, то это установленное Господом Иисусом Христом Таинство. Господь, обращаясь к апостолам, сказал: «примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:22-23), «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18). В этом благословении, Богом дана власть апостолам разрешать и отпускать грехи. Без исповеди невозможно представить покаяние. Это одно целое.
В таинстве исповеди невидимым образом происходит отдаяние грехов человеку через священника, который перед Богом выступает как свидетель покаяния. Чин исповеди включает в себя несколько молитв-прошениий, в одной из них священник произносит: «Примири и соедини его со Святой Твоей Церковью». Грех разделяет человека с Его Создателем, человек отпадает от Церкви, которая есть живое тело Христа и которой Он является главой. Господь в Евангелии четко сказал: «а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17). Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец (св. Киприан Карфагенский).
Святые Отцы считают, что люди от гордости не желают исповедоваться и сознаваться в своих грехах. Вот, Богу-то я скажу, у Него попрошу прощения, а у этого Ивана, да ну что Вы, он сам еще тот дурак. Приучение к исповеди ломает гордыню, помогает серьезнее относиться к своим проделкам, а также учит человека не пугаться перед ближним сознаться в собственной неправоте и просить прощения. Ибо «признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться». (Иак. 5:16).
Когда человек просто «раскаивается» о своих проступках Богу, то у него возникает привычка поверхностного отношения к грехам: «прости Боже» и пошел дальше. Человек не замечает, как духовно деградирует.
Большинство вопросов об исповеди сводятся к одной сути: гордыня, нежелание в себе что-то менять. И если даже согласиться с “верой в душе” и с “покаянием небесам”, то зачем креститься? А если Церковь – дом Божий, которую «Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28), то к чему сомневаться в таинствах? Получается самообман. Мы хотим всё упростить, даже духовное подстроить под себя, вместо того, чтобы честно сказать словами апостола: «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Бедный я человек!» (Рим.7:19, 24).