Что такое богооставленность? И разве бывает такое, что Господь оставляет верующего в Него человека, даже если христианин заблуждается?
Здравствуйте, уважаемый Евгений!
Христос Воскресе!
Под богооставленностью понимается чувство, или переживание трагического несоответствия между всемогуществом Бога, декларируемым всеми религиями и беззащитностью, хрупкостью всего святого и возвышенного перед силами мира сего. Когда невинный страдает, и святой принимает «напрасную смерть». «Если Бог не может помочь, то он не Бог; если Он не хочет помочь, то он тоже не Бог — во всяком случае, не «Всеблагий» — так можно выразить основной постулат этого упрека Небесам. Это и есть то, что нас мучит и изумляет сейчас и будет, в сущности, изумлять всегда, ибо «божественное» мы склонны понимать всегда, как «всесильное и побеждающее».
Но даже Христос — воплощенный Бог является в образе страдающего Бога. Став Человеком, Он разделил с нами все немощи, все ограничения нашего существования, — кроме разрушительных страстей, зависящих от нашей свободы — вплоть до ужаса богоставленности. Это, конечно не значит, что Божество оставило человечество Христа в момент распятия, но Его человеческая природа испытывала те же чувства, что и каждый человек перед лицом мучительной смерти. «Воля Божественная — говорит Иоанн Дамаскин — позволяла воле человеческой изволять, полностью проявлять то, что свойственно человеку». Так Его тело испытывает голод и жажду, душа Его любит, скорбит (о смерти Лазаря), возмущается, его человеческий дух прибегает к молитве, которая есть пища всякого тварного духа.
В подавляющем большинстве случаев богооставленность, это в действительности оставление человеком Бога. Бог дает человеку мир как «виноградник», область различных возможностей, свободного творчества и ответственности. Может ли человек жаловаться на богоставленность, если начинает совершать в этом «винограднике» преступления, перекладывая всю ответственность на хозяина.
«Единственное, что нужно для триумфа зла — это чтобы добрые люди ничего не делали». Эдмунд Бёрк
Тем не менее, Бог признает справедливыми упреки Иова и вопль Христа (Мф. 27, 46) Он является Иову и дарует ему судьбу, которой он достоин, а также воскрешает Сына Своего и даёт ему „всякую власть на небе и на земле“, взамен бессилия и унижения.