Вопрос духовенству Татарстанской митрополии

На этой странице сайта Вы можете задать любой вопрос, связанный с Православием или Казанской епархией. Обращаем Ваше внимание на то, что редакция сайта не считает обязательным давать ответы на вопросы, носящие провокационный характер. Необходимо также помнить, что вопросы личного, духовного характера, лучше решать в непосредственном общении со священником.

На вопросы отвечают священнослужители Татарстанской митрополии. Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее. 

Дата: 
27.04.2017 8:42:48

Что такое богооставленность?

Спрашивает: Евгений, Набережные Челны

Отвечает: протоиерей Александр Андриевский

Что такое богооставленность? И разве бывает такое, что Господь оставляет верующего в Него человека, даже если христианин заблуждается?


Здравствуйте, уважаемый Евгений!

Христос Воскресе!

Под богооставленностью понимается чувство, или переживание трагического несоответствия между всемогуществом Бога, декларируемым всеми религиями и беззащитностью, хрупкостью всего святого и возвышенного перед силами мира сего. Когда невинный страдает, и святой принимает «напрасную смерть». «Если Бог не может помочь, то он не Бог; если Он не хочет помочь, то он тоже не Бог — во всяком случае, не «Всеблагий» — так можно выразить основной постулат этого упрека Небесам. Это и есть то, что нас мучит и изумляет сейчас и будет, в сущности, изумлять всегда, ибо «божественное» мы склонны понимать всегда, как «всесильное и побеждающее». 

Но даже Христос — воплощенный Бог является в образе страдающего Бога. Став Человеком, Он разделил с нами все немощи, все ограничения нашего существования, — кроме разрушительных страстей, зависящих от нашей свободы — вплоть до ужаса богоставленности. Это, конечно не значит, что Божество оставило человечество Христа в момент распятия, но Его человеческая природа испытывала те же чувства, что и каждый человек перед лицом мучительной смерти. «Воля Божественная — говорит Иоанн Дамаскин — позволяла воле человеческой изволять, полностью проявлять то, что свойственно человеку». Так Его тело испытывает голод и жажду, душа Его любит, скорбит (о смерти Лазаря), возмущается, его человеческий дух прибегает к молитве, которая есть пища всякого тварного духа. 

В подавляющем большинстве случаев богооставленность, это в действительности оставление человеком Бога. Бог дает человеку мир как «виноградник», область различных возможностей, свободного творчества и ответственности. Может ли человек жаловаться на богоставленность, если начинает совершать в этом «винограднике» преступления, перекладывая всю ответственность на хозяина.

«Единственное, что нужно для триумфа зла — это чтобы добрые люди ничего не делали». Эдмунд Бёрк

Тем не менее, Бог признает справедливыми упреки Иова и вопль Христа (Мф. 27, 46) Он является Иову и дарует ему судьбу, которой он достоин, а также воскрешает Сына Своего и даёт ему „всякую власть на небе и на земле“, взамен бессилия и унижения. 


Ответ на этот вопрос прочитали 2271 посетителей


Вернуться к списку вопросов Найти ответ Задать свой вопрос

Последние добавления

Все новости...
Все новости...
Все новости... Все новости...