Вопрос духовенству Татарстанской митрополии

На этой странице сайта Вы можете задать любой вопрос, связанный с Православием или Казанской епархией. Обращаем Ваше внимание на то, что редакция сайта не считает обязательным давать ответы на вопросы, носящие провокационный характер. Необходимо также помнить, что вопросы личного, духовного характера, лучше решать в непосредственном общении со священником.

На вопросы отвечают священнослужители Татарстанской митрополии. Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее. 

Дата: 
14.06.2017 21:51:13

Можно ли в церковные праздники и воскресные дни работать в огороде?

Спрашивает: Анна, Набережные Челны

Отвечает: протоиерей Валерий Каранаев

Здравствуйте! На душе у меня тревога вот по какому поводу. Я посещаю храм, местный священник считает, что в праздники нельзя работать. Я начинала ходить когда только открывался этот храм, придя на Троицу после службы он сказал: на огороды не ходите, потому что идет Троицкая неделя, все равно у вас ничего не вырастет. Я ходить туда больше не стала. Ходила в другой храм. Но так как этот храм рядом, а другой далеко, вернулась снова. В прошедший праздник Троицы был сильнейший дождь, мы пришли в церковь с подругой. В конце службы батюшка поблагодарил всех, что не смотря на ненастье пришло много народа, но в конце сказал: хорошо, что дождь, поэтому вы не побежите на огороды. А мы все переживаем за свой урожай. Я считаю, что так нельзя нам говорить. Вот помолились и делайте свои дела. А если мы только молиться будем и гулять, а работать когда? Я слыша мулу, так он так и говорит: молитесь и работайте, работайте и молитесь. Также я ездила в Крым, где была в монастыре и матушке задала вопрос: почему нельзя работать в праздники? Она ответила: а кто вам такое сказал, мы ведь тут не сидим сложа руки – молимся и работаем. А в этот раз я в Духов день не пошла на службу, мне было так обидно, ведь в храм надо ходить не с пустыми руками и всегда собирают деньги, а работать кто за нас будет? Если не работать, хоть лоб расшиби, ничего не будет.


Здравствуйте, уважаемая Анна!

«Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лк. 10:40-42).

То, что у Вас имеется желание приходить в храм не с «пустыми руками», — это хорошо, и оно схоже с добродетелью Марфы — странноприимничеством, то есть проявлением заботы. Но ведь сам Господь, не осуждая Марфы, а обращая её взгляд на высшее благо — спасение, говорит, что хотя она делает доброе дело, заботясь о угождении Ему, но важнее и необходимее всего внимать спасительному учению и заботиться о своем спасении. Именно оно «едино есть на потребу». В Евангелии от Матфея мы опять слышим призыв Господа: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:31-33)

Господь даёт нам понять, что если Он будет в чем-либо нуждаться, то Он за этим не будет обращаться к нам, потому что и так все принадлежит Ему. Мы Им созданы и не имеем ничего своего. Всё — Его дар. А обращаясь к каждому из нас, Он говорит: «Сыне, дай Мне твоё сердце» (Притч. 23:26). Бог просит лишь о том, чтобы при наличии свободного выбора, воля человека совпадала с Его волей. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Естественно, здесь говорится о дверях сердца.

Жертвой благоприятной Ему являются не наши приношения (хотя начатки всего, что произрастает на земле мы обязаны посвящать Ему), а сердце сокрушенное и смиренное.

Теперь относительно Вашего высказывания: «А если мы только молиться будем и гулять, а работать когда?» Нигде в Священном Писании не говорится о том, что не надо работать, а только молиться. Напротив, ещё со времён Ветхого Завета существует заповедь «Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему».

Этой заповедью Бог указывает трудиться в течение шести дней и заниматься нужными делами, к каким кто призван, а седьмой день посвящать на служение Ему и на дела угодные Ему. К ним относятся: попечение о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Священного Писания, благочестивые беседы на религиозные темы, помощь нуждающимся, посещение больных и находящихся в тюремном заключении, утешение скорбящих и другие дела милосердия.

В Ветхом Завете праздновалась суббота. Во время Нового Завета — воскресение, которое ещё называется малой Пасхой. К дням, в которые верующие обязаны быть в храме, относятся также двунадесятые и великие праздники.

Труд с молитвой необходим, но как мы говорили выше, важнейшим делом является спасение души.

Нарушают четвертую заповедь не только те, кто работают в воскресные и праздничные дни, но и те, которые ленятся трудиться в будничные дни и уклоняются от своих обязанностей, потому что заповедь гласит: «шесть дней трудись». Нарушают четвертую заповедь и те, которые, хотя не работают в воскресенье, но и Богу не посвящают этого дня, а проводят его в праздности и угождении себе.

Остающимся верными Ему, Господь обещает: «... Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой; и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта...» (Лев. 26:4-5). А тем кто надеется только на себя и презирает заповеди Его, Господь сказал: «... сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь; и напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастений своих, и дерева земли [вашей] не дадут плодов своих» (Лев. 26:19-20).

С Божиим благословением и сухая палка может расцвести как жезл Ааронов, а без него все прилагаемые нами усилия останутся тщетными.

Дай, Господи, всем нам оставаться верными Тебе и выполнять заповеди Твои!


Ответ на этот вопрос прочитали 2237 посетителей


Вернуться к списку вопросов Найти ответ Задать свой вопрос

Последние добавления

Все новости...
Все новости...
Все новости... Все новости...