Обезглавленный памятник

15,12 KbО том, как красивый белокаменный храм может превратиться в рядовую подсобку, свидетельствует история бывшей Никольской церкви на углу современных казанских улиц Правобулачная и Университетская. Она была возведена в 1862 году на средства купца Арсения Подуруева. Спустя восемь лет на собранные прихожанами деньги к храму был пристроен придел во имя Божьей Матери Всех Скорбящих Радости, а чуть поодаль - роскошный церковный дом, богадельня и общежитие на пятьдесят лиц.8,69 Kb

Состоятельные священники Никольской церкви и ее бессменный староста купец Николай Владимиров всегда славились своей меценатской деятельностью и в начале ХХ века не скупились на многочисленные благотворительные акции. В их числе - постоянная опека над бродячим людом и беспризорными.

В годы Гражданской войны купол церкви серьезно пострадал - в него угодил артснаряд. В 1930 году купол окончательно разобрали, а колокольню взорвали. Часть комплекса церковных строений раздали различным учреждениям, часть оборудовали под «коммуналки».

Теперь о том, что сиротливое угловое здание на Булаке было когда-то церковью, напоминают разве что проемы окон с характерным верхним закруглением и некоторые детали старой архитектуры дома.

След первого храма Казани (Церковь Киприана и Устиньи)

14,61 KbНебольшая церковь Киприана и Устиньи находилась слева при въезде через Спасскую башню в Казанском Кремле. Она была обыденной, то есть сооруженной за один день. Случилось это 4 октября 1552 года в ознаменование взятия Казани войском Ивана Грозного. Таким образом, как еще до революции свидетельствовал историк-краевед Н.Загоскин, этот первоначально деревянный памятник архитектуры был не только первым казанским храмом, но и первым строением русских в городе.

В 1595 году церковь сгорела во время общегородского пожара. Но уже через несколько месяцев на том же месте был сооружен каменный храм - с доскональным воспроизведением прежнего вида. А в 1801 году церковь на средства жителей Казанской губернии основательно отреставрировали. Одни только дворяне специально на эти цели собрали очень крупную по тем временам сумму - 1500 рублей.

В церкви Киприана и Устиньи не было регулярных служб, в делах священнослужителей она играла вспомогательную роль. Однако с ней была связана ежегодная традиция крестного хода 2 октября в память о взятии города, учрежденная еще митрополитом Гурием (Григорием Руготиным). 29,53 Kb

Шествие верующих начиналось именно из этого небольшого храма. Затем по определенному маршруту прихожане обходили территорию Кремля и вступали в кафедральный Благовещенский собор - на торжественную церковную службу.

Уже после Гражданской войны церковь была приспособлена под хозяйственные нужды, а в конце 1930-х годов разрушена. Сегодня на месте храма вдоль проезда Шейнкмана возвышается белокаменный забор. Возраст той его части, которая прилегает к Спасской башне, составляет более четырех веков.

Храм как символ примирения

10,19 KbЦерковь Четырех Евангелистов первой была построена в забулачной части Казани - по дореволюционной традиции, чисто мусульманском районе города. Как известно, после покорения края Иваном Грозным татарам запрещалось жить в центре Казани. Во время своего путешествия по Волге Екатерина II смягчила этот запрет, разрешила строить мечети и благословила мирное сосуществование православных и мусульман, как и вообще всех подданных без конфессиональных различий.

В память об этом один из двух приделов Четырех-Евангелистовского храма стал носить имя Святой великомученицы Екатерины, а расположили церковь с умыслом на самой границе соприкосновения русской и татарской общин Казани - там, где Булак впадал в Кабан. Основной функцией храма стало донесение христианской веры до 16,36 Kb, как тогда выражались, населения. Отсюда апелляция к евангелистам Матфею, Марку, Луке и Иоанну - главным проповедникам слова Божия

Церковь построили в 1769 году на средства купца Ивана Шемякина. В дальнейшем ее постоянно обустраивали и достраивали, в результате чего храм стал одним из самых крупных в городе. В конце XIX века при церкви открылись богадельня и общежитие, территорию обнесли высоким каменных забором.

Увы, в начале тридцатых годов, в самый разгар борьбы с религией, этот памятник архитектуры был стерт с лица земли, а на его месте вскоре построили монументальное жилое здание стиля сталинских времен.

По материалам газеты «Республика Татарстан».
Фото из коллекции Абдуллы Дубина.

Последние добавления