Девять мучеников КизическихГород Кизик находился в Малой Азии на берегу Мраморного моря. Христианство в нем начало распространяться еще со времен проповеди святого апостола Павла (память 29 июня). Но гонения язычников привели к тому, что одни из христиан убежали из города, другие же держали веру Христову в тайне. Поэтому в конце III века Кизик был в значительной мере языческим, хотя там и была христианская церковь. Такое положение в городе огорчало истинных христиан, стремившихся утвердить Христову веру. К ним принадлежали и Девять святых мучеников - Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон. Они происходили из разных местностей, были разного возраста: и юные, как святой Антипатр, и престарелые, как святой Руф; занимали разное положение в обществе: среди них были и воины, и поселяне, и горожане, и клирики. Но всех их объединяла вера во Христа и горячее стремление к распространению и укреплению истинной веры.

Святые дерзновенно исповедовали Христа и безбоязненно обличали языческое нечестие. Их схватили и представили на суд правителю города. В течение нескольких дней их пытали, заключали в темницу и снова выводили из нее, обещая свободу за отречение от Христа. Но доблестные воины Христовы продолжали славить имя Христово. Все девять мучеников были усечены мечом (29 апреля 284-292 года), и тела их погребли близ города.

Когда в 324 году восточной половиной империи стал править святой Константин Великий (306-337, память 21 мая) и прекратились гонения на христиан, кизические христиане извлекли из земли нетленные тела девяти мучеников и положили их в храме, построенном в их честь.

От святых мощей происходили многочисленные чудеса: бесы изгонялись, расслабленные исцелялись, выздоравливали больные лихорадкой, приходили в разум безумные. Вера Христова утверждалась в городе заступлением святых мучеников, многие из язычников обращались в христианство.

Когда воцарился Юлиан Отступник (361-363), язычники Кизика обратились к нему с жалобой на христиан за разорение языческих храмов. Юлиан приказал восстановить языческие храмы, но не позволил притеснять христиан, живших в городе. Их было много, и он боялся народного возмущения. Однако распорядился заключить в темницу епископа Елевсия. После гибели Юлиана епископ Елевсий получил свободу, и снова в Кизике воссиял свет Христовой веры под покровительством святых мучеников.

 

Кизик - страницы истории

Непривычно звучит для уха русского человека слово Кизик. Расположенный на одноименном полуострове в Малой Азии, на юго-западном побережье Мраморного моря, город Кизик был, по преданию, первой греческой колонией этого региона. Знаменитый писатель, историк и крупнейший географ древности Страбон (67 год до н. э. -23 год н. э.) относит его основание к 679 году до н. э. Город находился на оживленном торговом пути, соединявшем Черное и Эгейское моря. Будучи первоначально центром рыболовства, он вскоре превратился в крупный торговый узел. О его значении говорит хотя бы тот факт, что монеты, которые здесь чеканились, так называемые золотые кизические статиры, в VI-IV веках до Рождества Христова являлись самыми распространенными денежными знаками греческого Востока.

В133 году до н. э. Кизик входит в состав Римской империи. ВI в н. э. его, возможно, посещал святой Апостол Павел во время одного из своих миссионерских путешествий. Есть сведения, что здесь проповедовал Евангелие и святой апостол Андрей Первозванный. Первые столетия Византийской истории были для Кизика периодом его расцвета. Однако в 543 году сильное землетрясение разрушило полонину города. В 675 году он был разграблен арабами, а в 902-м - пиратами из Триполи. В 1063 году новое мощное землетрясение уничтожило оставшуюся часть построек.

В 1078 году этот район был захвачен турками-сельджуками, и они удерживали его некоторое время, пока он не перешел в 1092 году в руки византийского императора Алексия I Комнина (1081-1118). В 1204 году здесь на несколько лет установили свою власть крестоносцы, а в 1224 году Кизик присоединил к своим владениям Никейский царь Иоанн III Ватац (1222-1254). В конце XIV века Ки-зический полуостров стал частью Оттоманской империи. По мере разрушения Кизика жители оставляли его, переселяясь в окрестные районы, и постепенно это место обезлюдело.

После исчезновения города с лица земли его название продолжало сохраняться в Церкви как наименование митрополии, охватывавшей весь Кизический полуостров и прилегающие области. В 1855 году она занимала четвертое место в списке старейших митрополий Вселен- ской Патриархи. В начале XX века Кизическая митрополия объединяла 70 тысяч прихожан, имела 71 церковь и 98 иереев. Непосредственно на полуострове, по официальной переписи 1922 года, проживали 23 488 человек, из них 19 765 греков, 2 723 армянина и 1000 турок.

Руины города Кизика находятся неподалеку от турецкого селения Белкис или, иначе, Балкиз (возможно, это название - производное от греческих слов "Палеа Кизикос", "Древний Кизик"). От городских строений осталось лишь немного развалин, которые относятся в основном к периоду римского владычества. В то же время не сохранилось почти ничего, связанного с более древней эпохой, а также с последующим, византийским периодом истории. Из сохранившихся развалин значительная часть сокрыта зарослями кустарников и дикорастущих трав. Лучше всего различим фундамент языческого храма Адриана, в котором этому римскому императору поклонялись как тринадцатому олимпийскому богу. В те времена, когда святые девяточисленные мученики проходили поприще своей земной жизни, означенное капище почиталось одним из семи "чудес света".

Отдельные находки, обнаруженные в ходе раскопок, экспонируются сегодня в Археологическом музее Константинополя, а также в Музее под открытым небом Эрдек, расположенном непосредственно на месте старого города.

Последние добавления