Монументальное кладбище, построенное по проекту архитектора Джовани ди Симоне, является последним сооружением, в хронологическом порядке, ансамбля Площади Чудес Пизы.
Свою работу он начал в 1278 году. Самые заслуженные и знаменитые пизанцы до сих пор лежат в крытых галереях Монументального кладбища. В 1284 году из-за войны с Генуей, закончившаяся тяжелым поражением флота 6 августа того же года, строительство было приостановлено.
Архитектор Джовани ди Симоне тоже пал в этой трагической битве, как и многие пизанцы. Прах его навсегда покоится в Средиземном море, недалеко от его любимого города. Работы по завершению сооружения были завершены намного позднее, в эпоху, когда готический стиль уже растерял свою первобытность и чистоту. Лишь в 1464 году строительство было полностью закончено. В 1944 году в Пизе шли тяжелые артиллерийские бои. На крышу кладбища упал снаряд, вызвавший сильнейший пожар, который из-за нехватки средств не смогли ликвидировать. Крыша была уничтожена полностью. Свинец, покрывавший крышу, плавился от пожара и как огненная лава стекал по фрескам и мозаикам великих мастеров. Последнее пристанище Пизы, вдохновившее Франца Листа, Теофила Готье, казалось безвозвратно утеряны. Мировая культура оплакивала потерю знаменитого памятника.
Таким образом, сохранить удалось лишь часть фресок. Многие, из которых по настоящее время хранятся в Капелле дель Поццо кладбища. Видны взору работы Спинелло Аретино, Пьерро и Пучио, Беноццо Гоццоли, самого выдающегося мастера, работавшего на Монументальном кладбище. Ему посвящен отдельный, примыкающий к северной галерее зал. В другом зале, полная аллегорического смысла, работа неизвестного пизанского мастера: Триумф смерти, Страшный Суд, Ад. Триумф смерти навис над судьбой людей, которым уготовлен Страшный Суд, чтобы вынести им вечный приговор или обрести вечный покой. В таких работах как нельзя лучше проявляется религиозное начало.
На Монументальном кладбище также можно полюбоваться чудесными римскими саркофагами, которые были привезены в Пизу в разные эпохи. В начале XIX века они были помещены на кладбище. В северной галерее находится самый интересный саркофаг с греческими и римскими скульптурами. Захоронена в нем мать Матильды маркизы Тосканской, графиня Беатриче.
В нижней части саркофага занял свое место интересный барельеф на психологическую тематику. История Федры, прекрасной и трагической фигуры греческого мира, которая влюбилась в пасынка Ипполита, отвергнувшего ее и поплатившегося за это жизнью. Сама Федра, полная угрызения совести и терзаний, покончила с собой. Это типично греческая трагедия вдохновила многие поколения художников и мастеров. Никола Пизано, находившийся долгое время под впечатлением этого произведения, создал по ее мотивам чудесную кафедру в Крестильне.
Так же на кладбище можно увидеть остатки цепей, которыми в свое время перекрывали вход в порт города. Они были украдены в качестве военного трофея флорентийцами и генуэзцами во время морских сражений. Но сразу после провозглашения независимости Италии их добровольно вернули в Пизу.
Грандиозное готическое убранство Монументального кладбища и его однообразие прерывается в работе Дарохранительницы. В этой работе Богоматерь в окружении четырех святых. Работа была выполнена последователем Джованни Пизанно во второй половине XIV века.
Начиная с 1945 года и, практически, по сегодняшний момент были проведены масштабные работы по реставрации, в основном по восстановлению фресок, приема настенной живописи, изобретенной итальянцами.
Дата публикации: 03/09/2017