Святой Максим родился в Константинополе от благородных родителей и получил отличное образование. При императоре Ираклии (610-641 гг.) он состоял в числе царских советников. Видя распространение ереси монофелитов (монофелиты отвергали человеческую волю в Иисусе Христе, чем умаляли значение Его крестных страданий), которой заразился и сам император, он оставил царский двор и поступил в монахи в Хрисопольский монастырь. Впоследст-вии преподобный Максим стал настоятелем этого монастыря.
Глубокомысленный богослов своего времени и строгий защитник Православия, Максим очень умело и успешно доказывал неправильность монофелитской ереси, за что много раз подвергался гонениям со стороны врагов Церкви. Доводы преподобного Максима в пользу Православия были так сильны, что после публичного диспута о вере с монофелитствующим Константинопольским патриархом Пирром, последний отрекся от ереси в 645 году.
Несколько раз его посылали в ссылку и, потом опять вызывали в Константинополь. Еретики от увещаний и обещаний переходили часто к угрозам, поруганию и избиению преподобного Максима. Но он оставался непоколебимым в своих религиозных убеждениях. Наконец ему отрезали правую руку и язык, чтобы он не мог ни словом, ни пером провозглашать и защищать истину. Затем его отправили в заточение на Кавказ. Здесь преподобный Максим скончался 13 августа 662 года, зная заранее время своей кончины.
Преподобный Максим написал много богословских трудов в защиту Православия. Особенно ценны его наставления о духовной и созерцательной жизни, некоторые из которых вошли в «Добротолюбие» (сборник святоотеческих наставлений о подвижнической жизни). В этих подвижнических наставлениях выявляется духовная глубина и проницательность мысли преподобного Максима. От него дошло до нас также объяснение Литургии, имеющее большое богословское значение.