Как объяснить слова, написанные в книге Исход о субботе «Шесть дней пусть делают дела, а седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти» (Глава 31, стих 15)? Как толковать эти слова?
Совершенно верно, среди десяти заповедей есть и заповедь чтить субботу. Это правило было дано еще израильскому народу более 3-х тысяч лет назад. А как дело обстоит в настоящее время? Достаточно ли соблюдать только те 10 заповедей для спасения? Если бы всего того было достаточно, то не пришел бы на землю Христос. Да и в самом Ветхом Завете было не десять, а сотни предписаний. Но давайте прочтем это предложение дальше, до конца: … и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился. (Исх. 31, 16,17).
Если Вы — иудей, то, конечно, можете держаться субботы строго по Моисееву Закону. Что касается трудов в субботу, Христос сам трудился — помогал другим, исцелял больных — не человек для субботы, а суббота для человека. Делать добрые дела и можно, и нужно всегда, только не забывая о Боге при этом.
Пророк Боговидец Моисей (1531 г. до Р. Х.)
Но все же давайте вернемся ко Христу. Закон Моисеев, как бы он хорош не был, он был несовершенен. Он не освобождал людей от рабства греху. Он был адресован не всему человечеству, а только одному народу — потомкам Авраама через Исаака и Иакова, знаком принадлежности к Завету и народу было обрезание. Но обрезание упразднено, все ветшающее близко к уничтожению (Евр. 8, 13). Заповедь субботы дана, как это прямо видно, в память сотворения человека венцом природы и покоя Господа от дел творения. Но человек согрешил и пал. Умер. Если ничего не изменить, то все человечество обречено. И кардинальную перемену в нашу жизнь вносит Бог через воплощение Сына Своего, через Его крестные страдания, смерть и Воскресение. Ранами Его мы исцелились (1 Петр. 2, 24). Исцелились же — для жизни вечной. Для этой же жизни вечной мы и крестились, а не обрезывались по древнему обычаю. Итак, Ветхий Закон не имеет над нами более никакой силы. По этой причине мы не обязаны соблюдать и субботу. Сами апостолы, ведомые Духом Святым на своем первом соборе указали, что эпоха обрезания прошла. Сами апостолы в субботу ходили в синагоги, но не для всеобщей молитвы, а для проповеди среди братьев-иудеев. Свои же, христианские собрания они устраивали в любые дни, но чаще — по нашим воскресным дням в память Спасения, совершенного Христом. Как нам хорошо известно, Христос был распят в пятницу, а воскрес в воскресенье, в первый день недели по иудейскому календарю. Так что наша традиция чтить воскресный день восходит к Апостольскому преданию.
Заповедь отдавать часть своего времени для Бога, часть своих средств для храма и Божиего дела — весьма хороша, нужна, как и остальные 9 заповедей. Поэтому Святая Церковь не отказывается от субботы, но переосмысливает, дает ей даже большее содержание, чем было ранее, апостолы призывают молиться не раз в неделю, а непрестанно.
Итак, по учению Церкви (Катехизис) мы чтим, во-первых, день воскресный. Что же касается субботы, то в память древнего библейского установления, сохраняем и субботу, но как «малый» праздник. В богослужебной жизни это наиболее ярко проявляется как раз в Великий пост — в субботу и воскресенье отменяется строгость поста и служится не великопостное богослужение с многочисленными поклонами и покаянными молитвами, а обычная Литургия, которая на общем фоне выглядит особенно празднично. Так что, за субботу не беспокойтесь — один день для Христа Бога нашего в день Его Великий мы призваны все идти на молитву в храм, а для тех, кто имеет силы и время — и в субботу, и в другие дни вход не возбранен.