Сретение Господне – как Бог встретился с человечеством

  Количество просмотров

15 февраля, уже в эту среду, мы будем праздновать праздник Сретения Господня. Вот, что во второй половине ХХ века писал на Западе протопресвитер Александр Шмеман: «Есть удивительный церковный праздник — Сретение Господне. Мало кто теперь знает о нем, ибо он так часто приходится на будний, рабочий день, тонет в ритме и суматохе нашей такой обыденной, такой грубо материалистической жизни! А когда-то он был одним из важнейших, самых радостных и значительных дней церковного года — одним из двунадесятых праздников, т.е. праздников, связанных с теми главными воспоминаниями Церкви, в которых она выразила и запечатлела свое переживание миpa, жизни и человека».


Напомнить себе

Мы с вами, к счастью, этот праздник не забываем. Но в то же время можем подтвердить: смысл этого Сретения, этой, в переводе с церковнославянского, «встречи», от нас часто ускользает. Давайте напомним себе: через 40 дней после рождения Богомладенца согласно религиозным предписаниям Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица приходят из Вифлеема в Иерусалим, чтобы принести жертву за Ребёнка, а ещё посвятить Первенца Богу. И вот в храме их встречает старец Симеон, которому три сотни лет… И Бог обещал ему когда-то, что он не умрёт, пока не увидит Христа, Спасителя человечества.

Праведный Симеон берёт Иисуса на руки, и возглашает: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Эти благодарственные слова, кстати, Церковь бережно сохранила, и теперь мы молимся ими, например, после Причастия, также они звучат во время Крещения младенцев мужского пола, да и все мы слышим их на каждой вечерней службе…

Зачем мы так часто слышим эту молитву?

«Зачем вы теперь постоянно слышите эту молитву? Почему она, как никакая другая, повторяется на каждой вечерне? — вопрошает исповедник ХХ века святитель Лука Войно-Ясенецкий. — Затем и для того, чтобы помнили о часе смертном, чтобы помнили, что и вам надлежит умереть в таком глубоком мире, как умер святой Симеон Богоприимец… Если хотите иметь дерзновение в час смертный повторить его молитву и сказать: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром», – если этого хотите, то пойдите за Христом, взяв иго Его на себя, поучаясь от Него, ибо Он кроток и смирен сердцем».

Представляете, о чём сейчас сказал святой Лука Крымский? О том, что даже смерть теперь нам не страшна, что она растоптана, что мы с миром теперь можем умирать, мирно уходить из жизни, ибо знаем: Христос воскрес, и нас совоскресит с Собою. Только надо взять иго Его на себя, и стремиться всем сердцем к Нему.

Встреча с Богом

По словам святых отцов, глубинный смысл праздника Сретения – во встрече Ветхого завета с Новым, во встрече падшего человечества с Богом. Один из лучших сынов Израиля принимает на руки Младенца, и теперь, поистине, может умереть спокойно, может радостно уйти во тьму, в которой уже начал сиять невечерний свет. Как потом напишет Иосиф Бродский:

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

Суета сует – все суета

Вот и нам воссиял свет, каждому из нас, далеко не так праведному, как старцу Симеону, а потому ещё более нуждающемуся в утешении. Триста лет странствия по пустыне жизни заставили изнемочь того древнего человека, и вслед за Соломоном он мог воскликнуть: «Всё суета сует!». Нет ничего нового под солнцем – и смех детей, и радость первого поцелуя, и выращенный тобою хлеб – всё пройдёт… Всё проходит, и всё повторяется, и так из года в год, и ад всё больше и больше заполняется людьми, падшими потомками Адама, изгнанного из Рая, и так и не вернувшегося туда. Суета сует – вся эта жизнь.

Но вот приходит Христос, приходит за тем, чтобы взять человека за руку и вырвать его из раскрытой пасти ада, поднять к свету, вернуть в солнечные дни уже почти позабытого Рая. И старец Симеон на минуту расправляет плечи, берёт, как сокровище, этого беззащитного Младенца на руки, и говорит радостные слова: «Ныне отпущаеши…». Мир пришёл на землю, ветхий человек встретился с Богочеловеком, и теперь вся жизнь каждого из людей призвана стать одной напряжённой струной, одним радостным ожиданием встречи с Тем, Кого он когда-то потерял...

Если получится, приходите на праздник Сретения в храм – вечером и утром. Приходите туда, где мы можем максимально близко встретиться с Богом, настолько, что мы в Нём, а Он в нас – то есть можем причаститься, стать частью Христа. Приходите в храм, где иконостас увит растительным орнаментом, и не просто так, а потому что растения – это символ Рая, а храм – символ этого безгрешного места. Здесь с икон на нас смотрят то ли ангелы, то ли люди – добрые и радостные святые, лучащиеся светом. Здесь не поймёшь, где Небо, а где земля – здесь поистине Небо на земле. Здесь человечество встречает Бога, и здесь уже Он нас берёт на руки, и несёт, как заблудившуюся овечку, к стаду.

Светильник светит, и тропа – расширяется.

 

Вернуться к списку

Последние добавления