Проповедь настоятеля храма иконы Божией Матери «Умиление» города Чистополя иерея Виталия Гарабова в Неделю о блудном сыне
Дорогие братья и сестры!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы с вами услышали притчу.
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Вот такая трогательная притча. И вроде бы, всё нам здесь ясно: младший сын — это либо любой конкретный человек, либо всё человечество в целом. Отец — это Бог. Притча учит тому, что Господь бесконечно милосерд, что нет греха, побеждающего милосердие Божие. В какие бы грехи ты ни впал, никогда не нужно отчаиваться в своём спасении. Нужно только опомниться, только пожелать вернуться обратно к Богу, и Господь Сам распахнёт тебе Свои объятия и выйдет навстречу... Притча имеет очень ободряющий характер, приподносит ободряющий урок грешникам, то есть всем нам, чтобы мы никогда, ни при каких условиях не отчаивались в своём спасении...
Да, всё это, безусловно, так. Но информативность притчи гораздо глубже, нежели мы привыкли думать. У неё есть ещё один очень важный аспект, который обычно остаётся практически вне нашего внимания, и который действительно многими непонятен. Речь идёт о старшем сыне. У отца ещё был и старший сын, не будем этого забывать. Я ведь сейчас рассказал вам только половину притчи. А вот вторая её половина:
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Многие склонны расценивать повествование о старшем сыне просто как некий штрих, как второстепенную деталь, которая не имеет особого значения, а включена в ткань повествования всего лишь для придания большей правдоподобности, похожести на обыденную житейскую ситуацию. Однако не следует так думать, ведь повествование о старшем сыне занимает значительную часть притчи, почти половину объема текста. Что-то не похоже это на краткий и экономный язык Евангелия. Эпизод со старшим сыном несёт ничуть не меньшую смысловую нагрузку, чем история младшего.
Что в итоге ответил отцу старший сын, согласился ли с ним, мы не знаем, об этом не говорится ничего. То есть притча завершается некоторой недосказанностью, как бы обрывается. И вот эта недосказанность неслучайна, она что-то должна означать, должна обращать на себя наше внимание. Любая недосказанность — это приглашение думать, приглашение к размышлению. В данном случае к размышлению о выборе и о дальнейшей судьбе старшего сына. На самом-то деле с младшим всё понятно: он покаялся, вернулся к отцу, отец его простил. Всё понятно, никаких вопросов. Судьба старшего сына — вот в чём действительно вопрос притчи. Какой выбор он в конечном итоге сделал? Признал правду отца, правду его всепрощающей любви или же окончательно отвернулся от него, в поисках мнимой справедливости и справедливого воздаяния каждому по делам его?
Иначе говоря, испытанию веры подвергся и старший сын. У каждого из них было своё испытание. Младший сын его выдержал, старший — ещё неизвестно.
Вот мы, размышляя над этой притчей и толкуя её, склонны себя ассоциировать с младшим сыном. В самом деле, это приятно и комфортно: да, он претерпел искушение, испытание веры. Но в конечном итоге всё закончилось для него благополучно и счастливо. Однако давайте попробуем соотнести себя не с ним, а с его братом. Может быть, как раз к этому подталкивает нас притча недосказанностью о его судьбе? Давайте присмотримся к себе: не бываем ли мы часто похожи именно на старшего сына?
Мы, воцерковлённые люди, давно верующие, давно ходящие в храм, часто недоумеваем: почему в нашей жизни мы давно уже не испытываем особых и явных благодеяний Божиих? Проблем у нас в целом не меньше, чем и у обычных нецерковных неверующих людей. Так же болеем, и дети наши болеют, и Бог словно забыл нас. Молимся, постимся, но уже давно не ощущаем и не видим явного ответа на наши молитвы... Между тем то и дело приходится слышать и видеть случаи, как тот или иной маловерующий или почти неверующий человек, стоит ему только перешагнуть порог церковный, получает быстрый ответ на свои молитвы, получает исцеление тела и души. Стоит ему лишь приложиться к чудотворной иконе или мощам, отстоять первый раз в жизни молебен, как все дела и жизнь у него устраиваются. А мы годами и десятилетиями о чём-то молимся, и вроде бы, никакого толка, никакого ответа… Почему так? Почему такая, казалось бы, несправедливость у Бога? Может ли у Него вообще быть несправедливость?
Что тут сказать? Да, Бог непонятен. Как сказано, мысли Его — не наши мысли. И принять правду Божию (именно правду Божию, ищущую помиловать и оправдать грешника, а не справедливость Божию) бывает очень непросто. Тяжело это было сделать старшему сыну. Подчас тяжело бывает и нам.
Мы все отчасти похожи и на того, и на другого сына. Они оба отчасти живут в нас. В этой притче — история всего человечества и каждого человека в отдельности. И недосказанность притчи означает незавершённость нашей с вами жизни. Жизнь продолжается, борьба продолжается. Дай Бог нам выдержать эту борьбу, выдержать испытание веры, как выдержал его младший сын, и как надеемся, выдержит его и сын старший. Аминь