Проповедь благочинного I Казанского округа протоиерея Алексия Чубакова в праздник Сретения Господня
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сретение – это встреча, так звучит это слово по-русски. Но зададимся вопросом: какая встреча? Встреча кого с кем празднуется ныне нами? Сегодня мы празднуем встречу Бога и человека.
Сегодня мы празднуем встречу Жениха и Невесты – Господа и Его Церкви. И ожидание этого события уходит в самые первые дни после сотворения мира. Мы с вами помним, что Бог сотворил первых людей Адама и Еву, даровав им все. Даровал им свободу, даровал им возможность возделывать ту землю, которую Он сотворил. Даровал им заповедь, чтобы через соблюдение этой заповеди они возрастали в любви и вере к Богу. Но не сохранили они эту заповедь, и за нарушение этой заповеди Господь изгнал их из райского сада. Но тут же сказал, что наступит время, когда придет Избавитель, Спаситель мира, который избавит человека от греха и смерти. И вот человечество сотни и тысячи лет жило в ожидании этого события. Когда придет Тот, Кто избавит нас от греха? Когда придет Тот, Кто вернет нам Царство Небесное? Действительно, прошло много сотен и даже тысяч лет, и ожидание Христа, ожидание Спасителя уже во многом трансформировалось. Многие люди стали ожидать Спасителя, как политического деятеля, как того, кто избавит их от земных невзгод: от рабства, от римского владычества. Но все равно в народе израильском оставался тот святой остаток, тот прообраз Церкви Христовой, в котором сохранялось ожидание Спасителя, как избавителя от греха и вечной смерти. И вот к этому святому остатку, к этой древней, ветхозаветной Церкви, относился и святой праведный Симеон.
Мы с вами помним о том, что он прожил очень долгую земную жизнь, он был в числе тех семидесяти переводчиков или толковников, которые переводили тексты Священного Писания с древнееврейского на греческий язык. В свое время царь Птолемей Филадельф, имея желание, чтобы в его знаменитой Александрийской библиотеке были книги Священного Писания на греческом языке, собрал 70 человек переводчиков из израильского народа, которые перевели эти книги с древнееврейского на греческий. А греческий тогда был языком международного общения, как сейчас английский язык. И вот среди этих 70 человек был и святой праведный Симеон. Он уже в то время был немолод. И вот, когда он переводил текст пророка Исаии, где говорится: «Се Дева приимет во чреве и родит Сына», он усомнился в том, что дева может родить, ведь это против природы и естества человека. Он захотел исправить эту как бы ошибку в тексте. В этот самый момент ангел предстал перед ним и сказал: «За то, что ты усомнился в словах этого пророчества, ты не умрешь, до тех пор, пока сам не убедишься в исполнении этого пророчества». Прошло порядка трехсот лет с этого момента, а святой праведный Симеон все еще жил. Он уже изнемогал от жизни, но вера в Бога и вера в то, что исполнится это пророчество в нем оставались живы. И вот в один из дней он Духом Божьим был приведен в храм, а мы с вами знаем, что в иерусалимском храме было всегда множество народу. И среди множества людей он безошибочно угадал ту семью и ту Пресвятую Деву, которая на своих руках принесла на сороковой день от рождения Младенца Христа Спасителя. Он взял Его на руки и произнес те самые слова, которые мы с вами слышим за каждым вечерним богослужением: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, потому что очи мои увидели спасение Твое».
Проповедь митрополита Феофана в праздник Сретения Господня
Действительно это слова человека, который увидел исполнение пророчества, человека, уставшего от жизни, но человека, который с радостью прощается со своей жизнью, потому что он уже увидел Спасителя. И он верит, что Христос – не только его личный Спаситель, но и Спаситель всех грешников и праведников, потому что до крестной смерти Христовой души всех людей шли в ад, потому что Царствие Божие было закрыто для каждого человека.
А что касается храма иерусалимского, действительно, в этом храме всегда было множество народу. Народ израильский был единственным народом, который исповедовал веру в Единого Бога, все остальные народы были народы языческие. В этом храме было всегда множество людей: кто-то приходил для того чтобы воздать жертву Богу за исполнение обещаний, кто-то за рождение ребенка и по разным другим причинам приходили в храм и там всегда было много людей. Надо сказать, что ветхозаветный храм был расположен своим алтарем на запад. Сейчас мы с вами видим, что все храмы православные расположены своим алтарем на восток. Но почему же храм Соломонов, храм, в который принесли Господа, был расположен алтарем на запад? Потому что по всем пророчествам именно в этот храм должен был прийти Господь. А Господь всегда приходит с востока, с того места, где воссияет свет, откуда восходит солнце. И мы с вами за богослужением очень часто слышим: «От восток солнца до запад будет хвально имя Господне». Именно с востока приходит Господь. И вот храм иерусалимский исполнил свое предназначение. В него вошел Сам Господь – сначала как младенец, а потом в течение всей жизни еще не раз бывал в этом храме. Этому храму суждено было через несколько лет после крестной смерти Спасителя быть разрушенным римским императором Титом. Он был разрушен до основания и до сих пор не воссоздан. Он был разрушен потому, что исполнил свою миссию, свое предназначение. В нем явился Господь. И как от корня, от этого древнего ветхозаветного храма проросли новые храмы, в которые мы с вами приходим на богослужение. Храм — это то место, где действительно может произойти встреча человека с Богом. И так оно происходит, если мы хотим этого, если мы ищем этой встречи с Богом. Эта встреча с Богом происходит в Таинствах – в покаянии, в Причащении Святых Христовых Таин и во многих других Таинствах, которыми питает нас Церковь Православная.
Дай Бог, возлюбленные братья и сестры, чтобы и в нашей жизни эта встреча с Богом произошла. И в конце своей жизни мы, как праведный Симеон, могли бы сказать: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…» Аминь