28 февраля 2017 года, во вторник первой седмицы Великого поста, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского в Петропавловском соборе города Казани.
Главе Татарстанской митрополии сослужили настоятель храма протоиерей Сергий Титов с клириками. Богослужебные песнопения исполнил смешанный хор под руководством Ларисы Бердниковой
По окончании вечерней службы архипастырь обратился к участникам богослужения со словом проповеди.
«Мне хотелось бы обратить ваше внимание на тот факт, что мы очень легкомысленно относимся к вере. Наверно, у вас сейчас возник внутренний протест: ведь в храм вы пришли, поститься начали. Разве это легкомыслие? Хорошо, что пришли, но хочу сказать о другом.
К великому сожалению, часто мы живем двойной жизнью. Мы вроде бы верующие, но не доверяем Богу. Вновь ко мне, наверное, вопрос: как же не доверяем? Всё очень просто. Если бы наша вера была ещё и доверием к Богу, мы бы жили совсем по-другому. Но, как правило, Богу мы отдаём меньшую часть своей жизни — будь то наше личное время, или исполнение заповедей, или самоограничение в том или ином. Всегда, как правило, есть перекос в сторону плотских греховных привычек. И оправдания находим очень красочные в любых обстоятельствах. Начинаем поститься и спустя некоторое время бросаем — там кольнуло, да у меня болезни, да мне работать надо…
Что характерно: в современном мире люди нередко берут на себя жёсткие обязательства. Например, говорят, что надо похудеть, чтобы легче было, чтобы фигура стала красивой. И неделями не едят, накладывают на себя суровые ограничения. Наш пост имеет совершенно иной смысл. Он необходим для того, чтобы укротить свою необузданную плоть, которая часто как похотливое животное влечёт нас к страстям: пьянству, блуду, объедению, чрезмерному веселью… Пост для того, чтобы дух стал главным, а не похоть плоти.
Но задача и в другом — дойти до такого состояния, когда мы осознаем свою греховность, свои неправды. И нужно не просто констатировать свои беззакония, а горько плакать, как царь Давид, написавший замечательный 50-й псалом. Из века в век этот псалом — образец покаяния, вопль души: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». К великому сожалению, нередко пост мы сводим к внешним формам. Стоим долгими часами на постовых службах, а по пути из храма рассуждаем вовсе не о том, что слышали в Покаянном каноне, а опускаемся в болото повседневности. Что-то собрали в души и тут же, как из худого решета, ветер всё выдувает.
Наш пост — это борьба с самим собой за вечность, за то, чтобы когда настанет время ответа [на Страшном Суде], мы могли хоть как-то оправдаться. Воздержание в пище, конечно, необходимо, но не стоит забывать главной цели — через покаяние, через полное осознание своих неправд прийти к Пасхе Христовой. Другого пути нет, если не хотим уподобиться фарисею. Ни в коем случае мы не должны кичиться своими подвигами, добрыми делами, постом; скроем это в сердце своём. Будем предстоять Богу со словами: Боже! будь милостив ко мне грешнику (Лк. 18:13)!
Нет необходимости приводить примеры, как Господь срывает, словно колос, жизни ближних и дальних нам людей. Всем нам следует помнить, что мы рождаемся, чтобы умереть. Родились — и уже хронометр отсчитывает к той отметке, когда земная жизнь прекратится. Но она даёт нам возможность перейти к вечности, если будем жить по совести, по правде, согласно заповедям Божиим, дабы во время испытаний мы смогли со смирением сказать: «Господи, я делал, сколько мог».
Великий пост — самое удобное время для добрых дел, не зря он называется духовной весной. На первой неделе бывает довольно легко нести подвиг поста, а затем начнутся внутренние испытания — и не только испытания плоти. Не надо забывать, что идёт духовная борьба и злые силы приступают к нам со многими искушениями и соблазнами. В эту невидимую брань должна вступать наша свободная воля. Приходит мысль нарушить пост — а ты как часовой на посту стой. И совесть тебе подскажет, как побороть, воздержаться, уйти от зла. Слушай её внимательно и получишь радость и внутренний покой. А пойдешь на поводу порочных желаний — очень коротким будет этот пир и слишком дорогой ценой придётся расплачиваться. Идти ровно, чтобы ничего в себе не повредить, возможно только при условии внимательного отношения к своей душе.
Желаю, чтобы Господь укрепил и вразумил нас, подвигнул наше закостенелое сердце не только ногами в храме стоять, но чтобы и душа от осознания своих неправд стала как пластилин растаявший и, покаявшись, обратилась к Богу. Тогда с радостью мы встретим Светлое Христово Воскресение. Аминь».
1 марта, в среду первой седмицы Великого поста, глава Татарстанской митрополии совершит Литургию Преждеосвященных Даров в Казанско-Богородицком мужском монастыре и чтение Великого покаянного канона Андрея Критского в Никольском кафедральном соборе города Казани.