Вечером 1 марта 2017 года, в среду первой седмицы Великого поста, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Никольском кафедральном соборе города Казани.
Его Высокопреосвященству сослужило духовенство храма во главе с настоятелем протоиереем Иоанном Барсуковым. Богослужебные песнопения исполнил смешанный хор под управлением Николая Беляева.
По завершении повечерия глава Татарстанской митрополии обратился к верующим со словом.
«Во время Великого поста мы повторяем молитву преподобного Ефрема Сирина. Но, обращаясь к Богу: "Господи и Владыка живота моего", — задумываемся ли мы над глубиной этих слов, которыми признаём хозяином нашей жизни Господа Иисуса Христа, Святую Троицу? Признание это ещё не спасительная вера, ибо и бесы веруют (Иак. 2:19), и они не просто признают, а знают реально, что Бог существует. Они трепещут пред Богом, но их трепет от бессильной злобы и противления всем Божественным нормам и законам.
Мы должны подумать: веруем ли мы в Бога, признавая Его Творцом и хозяином нашей жизни? Строятся ли наши взаимоотношения с Ним не просто на вере, но и на доверии? Или же мы просто признаём Бога как Сущего, а сами живём вовсе не на основе тех законов, которые Бог оставил — десяти заповедей Ветхого Завета и Евангельских?
Господь засвидетельствовал любовь к нам схождением на землю с Божественного престола через Рождение от Девы Марии, Своей крестной смертью, Воскресением и Вознесением. В дни Великого поста мы должны обратиться к заповедям, данным нам Богом, и сравнить, соответствует ли наша жизнь тем нормам, которые Он оставил человечеству, которым издревле следовала Русь православная. Именно Господь помогал людям расти духовно и крепнуть государству нашему.
А где же крепость каждого из нас? Если мы честно посмотрим на свою жизнь, то увидим, как часто она соответствует порочным образам, о которых говорится в Великом покаянном каноне Андрея Критского. Там упоминаются конкретные персонажи, совершившие грех. Если бы мы хорошо знали Священное Писание, то с каждым тропарем и ирмосом Великого канона перед нами открывалась живописная картина: с одной стороны, глубина человеческого грехопадения, с другой — сила покаяния и молитвы, ибо там даны примеры и праведников. Например, пророк Давид, совершив страшный грех, всю жизнь каялся. Его покаяние было настолько сильным, что в результате родился замечательный псалом (Пс. 50), образец покаяния, который мы читаем каждый день: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое».
Когда мы слышим первые слова молитвы Ефрема Сирина, то должны обратиться к своему сердцу, разуму и жизни со словами: «Душа моя! Ты признаешь Бога как Владыку жизни. Но живешь ли ты по тем законам, которые Он дал?» Мы знаем каноны, но нарушаем их. Нам нужно стремиться к тому, чтобы эти жизненные помарки грехом и беззаконием были осознаны. Важно не просто перечислить их, подойдя на исповеди ко священнику, но внутренне глубоко раскаяться. Другого пути стать убеленными как снег нет.
Дай нам, Боже, признавать Тебя Господом и Владыкой нашей жизни, следовать тем путем, который Ты нам предначертал и с радостью встретить Твоё Светлое Воскресение. Аминь».
2 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, глава Татарстанской митрополии совершит чтение Великого покаянного канона Андрея Критского в Раифском Богородицком мужском монастыре.