Размышления пастыря по поводу переживаемого исторического момента накануне Революции 1917 года

  Количество просмотров

Кто следит не только за быстротекущей жизнью нашего государства, но и за её отражением в периодической печати — в газетах, тот, конечно, много переволновался, перечувствовал, пережил, может быть, даже много жутких минут в минувшие ноябрьские и в самые последние — декабрьские дни. Да и можно ли было оставаться спокойным русскому человеку, нелицемерно любящему свою Родину и облегающему за её нестроения, когда высокоавторитетные законодательный учреждения — Государственный Совет и Государственная Дума, объединённый Съезд дворянства поставили жуткий диагноз — «Отечество в опасности», когда преданные сыны Православной Церкви заявили, что «в опасности» и Православная Церковь, представляющая совесть Русского государства, — Церковь, конечно, в смысле известного внешнего строя, а не по её внутренней сущности, которую, по обетованию Спасителя, не одолеют даже и врата адовы, и которая пребудет непоколебимой до скончания века. Растерялся Русский человек от данного определения болезни его Отечества, его руки уже готовы опуститься в отчаянии, и, вместе с представителями Русской земли, в угнетенном состоянии духа думает он крепкую думу о том — где же искать выход из создавшаяся тупика, да и есть ли уже какой выход, не стоим ли мы пред открытой могилой нашей Отчизны, а, может быть, и всего человечества; если же есть надежда на лучшее будущее, то откуда должен прежде всего блеснуть луч этой надежды?

Да, возлюбленные, тяжелое время мы переживаем, тяжелое..., но не безнадежное. История России знает не менее печальные страницы, чем переживаемая нами; она же указывает и лучший выход из создавшегося тупика. Напомню Вам одну из таких страниц. Уже около столетия над Удельной Русью, раздробленной на мелкие княжества, тяготело монгольское иго, нависшее с 1240 года. Татары-монголы захватили большую часть Русских владений, их засилье сказывалось в различных областях русской жизни и ставило наших предков все в более и более бесправное положение, а князья Русской Земли проводили время только в личных счетах и кровавых междоусобиях. Под влиянием всего этого народ беспомощно опускал руки, впадал в какое-то нравственное оцепенение, не находил никакого выхода из создавшегося положения, терял веру в самого себя. Можно ли дойти до большей нравственной приниженности? Что хорошее мог ожидать русский человек? Но вот в сороковых годах XIV века, в дремучем лесу в 60 верстах от Москвы возникает община людей высокого духовно-нравственного подвига под руководством знаменитого в истории монашества старца — преподобного Сергия. И Преподобный, и члены общины, бывшие плоть от плоти и кость от костей Русского народа, как бы воплотили в себе все лучшие нравственный силы, которые в дремлющем состоянии хранились в русском человеке, полоненном и приниженном татарами-монголами. Чудная обитель Сергиева, конечно, не могла укрыться от взоров святой Руси, которая шла сюда и здесь воочию видела, как богат нравственными силами русский человек, как плодотворно может быть его служение общему делу, какое блестящее будущее принадлежите такому великану духу, если, конечно, он возродится нравственно и воспользуется тем богатым духовным капиталом, который таится на дне его души. Народная волна почерпнутую здесь веру в силу русского духа разносила из обители Сергиевой по всем направлениям святорусской земли и тем поднимала веру народа в самого себя, веру в то, что он справится со злом: нужно только нравственно переродиться по примеру дорогих земляков — великого Сергия и его учеников, нужно вызвать к жизни скрытый лучшие силы русского духа, а это нравственное возрождение сделает возможным и возрождение политическое. Куликовская битва 1380 года, благословленная преподобным Сергием, подтвердила это: она сразила врага и стала зарей политического возрождения Руси, но только потому, что русский народ нравственно переродился под влиянием его благодатного воспитателя — святого Сергия Радонежского.

В этом же источнике — в нравственном возрождении и перерождении должна искать свое спасение, по голосу истории, и Русь нашего времени. Допустим, что справедливо все то, что говорили в последние недели члены законодательных учреждений и представители дворянского сословия; допустим, что их обвинения отдельных лиц соответствуют действительности. Но ведь созидает русскую историческую жизнь, так сказать, делает Русскую историю и все русское общество до самого последнего, маленького его члена. Каждый из нас вносит ту или другую лепту в содержание общей жизни. Отсюда каждый из нас становится ответственным пред Отчизной в настоящий момент её существования, каждый из нас даст ответ на суде истории, не говоря уже про суд Божий. Отсюда, возлюбленный, к какому бы классу общества ты ни принадлежал — от высших и до низших — поставь свою совесть пред судом и допроси ее, во всем ли она безупречна сейчас в отношении исполнения лежащего на ней христианского и гражданского долга. Пусть Русский народ в его массе уже принес громадную жертву на алтарь отечества в переживаемую войну, но твоя-то личная совесть чиста ли во всем? Во всем ли ты живешь и поступаешь так, как требует от нас испытываемое нами лихолетье? Если совесть твоя укажет тебе даже на глубину твоего падения, не смущайся этим, но постарайся скорее нравственно подняться и возродиться. Отличительным признаком всякой великой народности, каковой является и Русский народ, служить способность быстро подниматься на ноги после падения. Твое нравственное возрождение, обновление твоей души, приведет твою Родину и к политическому возрождению, к освобождению от монголов XX века. Только при условии нравственного исправления и возрождения каждого из нас, мы, как показывает история, доживем до того счастливого момента, когда будем свидетелями новой Куликовской битвы, в которой была выкована мощь Московского государства.

Если Русская история, в интересах Родины, зовет нас на путь нравственного возрождения, самоисправления, то памяти святых Угодников Божиих, как и ныне молитвенно прославляемого нами Святителя Мирликийского, говорят нам, что мы не только должны, но и можем идти по пути освобождения себя от греха, но пути самоотверженного служения общественному и христианскому долгу. Ведь святые Угодники Божии в свое время были во всем нам подобными людьми и только путем упорного нравственного подвига делали себя полезными для общества.

Итак, возлюбленные, не падайте духом под напором скорбей и всяких справедливых и несправедливых слухов. Вы — дети великого Русского народа, в котором имеется так много богатырской нравственной силы. Уверуйте в себя, воспряньте душой, какие ваши предки пред Куликовской битвой. Поднимитесь на ноги от греховных влечений, если таковые вас одолевают.

Помните: поменьше греха, который ослабляет и государство, и общество и отдельного человека; побольше нравственного самоисправления и подвига, которые, напротив, созидают и общество, и государство.

Побольше нравственного подвига, который избавит наше Отечество от ожидаемой опасности, который пошлет нам и новую Куликовскую победу и расцвет жизни нашего государства.

Господи, молитвами Твоих святых Угодников — Святителя Николая и преподобного Сергия исполни это благое желание сердца нашего.

 

Вернуться к списку

Последние добавления