Проповедь клирика Свято-Вознесенского архиерейского подворья города Набережные Челны иерея Георгия Опарина в дни Великого поста
Мы с вами встречаемся со многими ситуациями, в которых впадаем в искушения и не в состоянии преодолеть их. И вот Господь показывает нам путь преодоления искушений, пример борьбы с ними — после своего Крещения в водах Иордана отправляясь в пустыню. Будучи Богом и человеком по своей природе, он смог выдержать все искушения, тем самым показал нам, что человеческая природа может бороться с искушениями и грехами. Тысячи и тысячи святых, которые прошли этот путь, тоже показали силу, преодолевая все искушения и свою человеческую немощь.
Мы с вами в воскресенье попросили друг у друга прощения. Но такое прощение еще неполно. Недостаточно только подойти и сказать «прости меня». Вторая часть более сложная, нам нужно не впадать в грехи снова. Прощение будет настоящим только тогда, если мы в течение всего поста не будем ни с кем ссориться и враждовать. Но мы с вами должны просить прощения не только друг у друга, тем паче мы должны попросить прощения у Господа. Поскольку мы сами постоянно распинаем Бога своими грехами.
Для начала давайте зададим вопрос: для чего мы с вами приходим в церковь, для чего мы молимся дома и на богослужении? Видимо, для того, чтобы спастись. Но, при этом, все равно падаем. Почему так происходит? Почему в делах земных мы гораздо больше успеваем, чем в делах духовных. Мы с вами четко знаем, что если нам предстоит какой-то экзамен, мы будем к нему готовиться, чтобы его сдать.
Но после смерти нам предстоит другой экзамен. Самый страшный экзамен. Это — Страшный Суд. Готовимся ли мы к этому экзамену? И насколько мы с вами готовимся, насколько стараемся понять, как нам преодолеть его?
Почему мы вступаем в конфликты и распри? По причине своей греховности. Мы не чувствуем, что греховность поражает нашу душу, как раковые клетки, и мы становимся бесчувственными. А это говорит нам о том, что мы умерли. Если мы бесчувственны — то мы мертвы. По виду мы живы, но на самом деле мы — мертвые.
И вот задача наша во время Великого поста — это оживить себя, пробудить спящую совесть, чтобы, когда мы обижаем кого-то, то нам было бы настолько больно, что мы уже больше никогда бы не совершали этого греха. Если мы научимся чувствовать боль других людей, то мы сможем ожить и начать путь ко спасению. Без этого невозможно спастись. Пока мы не научимся чувствовать свой грех как страшную боль и страдание нашей совести, пока мы не оживим совесть — мы не сможем спастись.
Мы с вами живем внешней жизнью. Внешне ходим на богослужение, внешне молимся, внешне исповедуемся… Но внешняя жизнь — не спасительна. Для спасения нужно войти во внутреннюю жизнь. А чтобы началась внутренняя жизнь, нужно, чтобы пробудились наши чувства: чувство стыда, чувство совести, и чувство любви к Богу. Мы должны зажечь в душе огонек любви к Богу, который бы не угасал, а разгорался все больше и больше. То будет признак, что мы начали жизнь, что мы оживаем и восстали от своих грехов.
Дай нам Бог пройти поприще Великого поста с тем, чтобы встретить великий праздник Пасхи с душою ожившей, с душою очищенной, с душою, которая будет чувствовать боль и радость других людей и воспринимать их как свою.