Разбираем рюкзак Великого поста

  Количество просмотров

Готовясь к какой-нибудь поездке, мы собираем рюкзак или чемоданы. В ночь перед отъездом в спешном порядке складываем туалетный набор с зубной щёткой в футляре, мылом в коробочке и шампунем уменьшенного размера, кладём свитер на случай похолодания и сандалии для гостиницы, для смартфона берём накопитель энергии и для души — дорожную Библию в переплёте с застёжкой-молнией… Все вещи у нас особые, непривычные, не будничные.

Нечто похожее случается и Великим постом. К Пасхе мы шагаем особой дорогой, и за плечами в рюкзаке — особые вещи. О том, что отличает Святую Четыредесятницу от остального времени в году, мы и скажем несколько кратких слов.


Молитва святого Ефрема Сирина

Великий Пост: молитва святого Ефрема Сирина, или краткий учебник покаяния

Великий Пост: молитва святого Ефрема Сирина, или краткий учебник покаяния

Разбуди нас осенней ночью, и попроси продолжить слова «Господи и Владыко живота моего», — мы вряд ли справимся с заданием. Но вот великопостной весной эту краткую молитву, автором которой считается «сирийский пророк», богослов и поэт IV века Ефрем Сирин, заучивают наизусть практически все православные — с понедельника по пятницу она постоянно звучит на богослужениях.

Небольшая молитва таит в себе духовные глубины — неслучайно преподобный Серафим Вырицкий говорил, что в ней заключено всё Православие и всё Евангелие. Мы просим у Бога очистить нас от расслабленности, уныния, желания власти и пустословия. Мы также просим подарить нам целомудрие, смиренность, терпение и любовь, просим дара видеть свои грехи, и не осуждать никого. Молитва Ефрема Сирина — лекало, с которым можно сверить своё душевное состояние — мы знаем теперь, о чём молиться и к чему стремиться, но об этом ли мы молимся, этого ли жаждем?

Можно молиться этими словами и дома — тем более что в храм мы попадаем чаще всего на выходных, когда молитва Ефрема Сирина как раз не читается (причину мы разберём позже). Творят молитву так:

«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (земной поклон).

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему (земной поклон).

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь (земной поклон)».

«Боже, очисти мя, грешнаго/грешную (12 раз с поясными поклонами)».

И ещё раз всю молитву полностью с одним земным поклоном в конце.

Литургия Преждеосвященных Даров

Великий пост — время строгости и воздержания, а Божественная литургия — время прорыва «в горнее», радости и пира в Царстве Божием. Поэтому Святой Четыредесятницей наша любимая Литургия служится только по выходным, а вот будние среда и пятница отмечены древней практикой причащения Святыми Дарами вне Евхаристии. Когда-то христиане брали с собой с воскресного собрания Тело и Кровь Христовы в специальных сосудах, и причащались их дома в течение недели. Теперь по многим причинам это перестало практиковаться, и верующие приходят для такого причастия в храмы.

Великий пост: Литургия Преждеосвященных Даров, или два значения Причастия

Литургия Преждеосвященных Даров, или два значения Причастия

Литургия Преждеосвященных Даров — совершенно особая, удивительная служба, которая традиционно должна совершаться вечером и предваряться целодневным постом. Потихоньку такая практика восстанавливается, но чаще всего Литургию Григория Двоеслова служат утром. Надо знать, что причащают на ней тех, кто может проглотить специально подготовленные Дары (то есть грудных младенцев можно не приносить).

Пассия

Весь пост — подготовка к Страстной седмице и Воскресению Христову. Мы отсекаем свои страсти, боремся с грехами, истончаем телесность и отказываемся от полупраздных занятий, чтобы в конце пути как можно полнее приблизиться к Голгофе, как можно искреннее возрадоваться Христу Воскресшему. Службы в храме не просто напоминают нам о том или ином событии «давно минувших дней», службы в храме берут и переносят нас в сердцевину этого события. И вот некоей подготовкой к Страстным дням, ожидающих нас совсем скоро, и в то же время не только подготовкой, но и явлением их, служат пассии.

В православных храмах начались особые великопостные богослужения — пассии

В православных храмах начались особые великопостные богослужения — пассии

Пассии (от лат. «страдание») — это особые чинопоследования, которые проводятся лишь четыре раза в год — по пятницам или воскресеньям на второй, третьей, четвёртой и пятой седмицах Великого поста. Четыре раза — по числу евангелистов, чьё описание страданий Христа читается на пассиях. Кроме того, по традиции читается акафист Страстям Христовым. Верующие стоят с зажжёнными свечами в руках перед Крестом, и события евангельской истории разворачиваются перед ними, ум и сердце сопереживают Христу.

Ветхий Завет

По будним дням Великого поста в храмах вместо привычных для нас отрывков из Апостола и Евангелия читается нечто другое — Ветхий Завет, а именно книги Бытия, пророка Исайи и притч Соломоновых. Кроме того, удваивается объём чтения Псалтири царя Давида. Почему так?

Великий Пост: усиленное чтение Библии, или кто такие гаваонитяне

Один из ответов — в том, что Великим постом мы как бы возвращаемся в состояние ветхого человека, чающего Спасителя, и обретающего Его на Пасху. Помните, мы в первое воскресенье Поста были с Адамом изгнаны из Рая? А ещё, к примеру, постоянно поём молитву изгнания «На реках Вавилонских»… Великий пост с его безлитургическими буднями — отображение нашего постоянного отпадения от Бога, ухода от Него в смерть, в страну далёкую. Впрочем, хотя Христос ещё не воскрес, мы знаем, что это случится, и тьма уже растворена предрассветным светом. И в этих сумерках мы читаем древнюю великую Библию.

Бытие Моисея с его величественной историей сотворения мира, пророк Исайя — «ветхозаветный евангелист», Соломон — мудрейший из мудрецов; эти книги, эти авторы способны научить нас очень многому. В качестве ключей к необычным и с разбегу не понятным писаниям советуем использовать комментарии признанных Церковью толкователей. Опять же, в храм каждый день ходить могут не все, и поэтому целесообразно прочитывать отрывки (и толкования к ним) дома, например, перед или после вечернего правила.

На этом мы прекратим разбирать рюкзак Великого поста, потому что долгих привалов наш путь не терпит — слишком желанна цель, чтобы отдалять её достижение. Посох покаяния уже лежит в нашей руке, впереди расстилается дорога… Совсем недалеко — уже через семь дней пути — Крестопоклонная неделя. А это — ни больше, ни меньше середина дороги. Так что оглянуться не успеем, как дойдём до пункта назначения. Главное, не остановиться, и не свернуть с узкой тропки. Для этого не будем выпускать ладони из руки Провожатого — продолжим усиленно молиться, чаще исповедоваться и причащаться Святых Тайн.

 

Вернуться к списку

Последние добавления