Психологи, писатели, воспитатели и преподаватели постоянно объясняют в каких семьях дети читают больше, почему ребёнок не хочет читать, а также как привить малышу привычку к чтению. Мы собрали самые главные советы.
Преподаватели говорят о том, что из всего класса в 30 человек постоянно читающими могут оказаться только 3-4 ребёнка. И практически обязательно эти дети будут из семей, где мама и папа часто читают. Если не родители, так бабушка или дедушка держат книги в руках регулярно. Главное здесь, что для ребёнка этот человек должен быть авторитетом. В такой семье книга – это ценность. Поэтому малышу даже не надо объяснять, почему чтение – полезно. Оно для ребёнка естественно, потому что сами родители признают его ценность на деле, а не пытаются сделать вид. Когда папа сидит за компьютером, а мама – за телевизором, но при этом они говорят, что надо читать – в их слова трудно поверить.
В «правильных» семьях ребёнку рано начинают читать вслух, тем самым вырабатывая привычку. Необязательно читать вечером перед сном. Книгу можно захватить и почитать в автобусе, в очереди в поликлинике или на скамейке в парке. Современный вариант – это аудиокниги. Их можно закачать на флеш-карту и слушать в дороге.
В воскресной школе храма Серафима Саровского прошла деловая игра «Суд над мобильным телефоном»
Раньше дети читать по 30 минут в день. Сейчас на чтение у среднестатистического школьника остаётся 9 минут. Дело в том, что всё время расходуется на другие дела. Одно из таких привлекательных занятий – компьютерные игры. Как бы не хотел ребёнок прочитать интересную книгу, игра всегда будет интереснее. Поэтому лет до 12 ребёнок не должен иметь в свободном доступе компьютер или смартфон. Для связи можно обходиться простым телефоном, куда не установишь захватывающие игры. То же самое касается и телевизора.
Чтение – это навык. Он не появится сам собой. А пока ребёнок не будет иметь навыка свободного чтения, он не будет иметь желания читать. Мы любим только то, что умеем. Поэтому первые 200-300 страниц, которые ребёнок будет читать нехотя и медленно, надо пройти вместе с ним. Просите его почитать вам вслух, поощряйте «жужжащее» чтение (шёпотом, с проговариванием). В конце концов, иногда можно настоять.
Всем нам кажется, что мы знаем, что такое хорошая литература. Поэтому стараемся детям преподать самое лучшее – классику, добрые детские книги, поучительные истории. Но может оказаться, что ребёнок будет мусолить одну книгу полгода, но так и не дочитает шедевр, который вы ему купили. Поэтому лучше не запрещать ребёнку самому выбирать книги, разумно наблюдая за выбором. То, что ему нравится он будет активно читать. А на ранних порах стоит лишь одна задача – выработать привычку к чтению. А вкус появится с годами.