Деревянная Троицкая церковь — самое древнее сооружение в Свияжске. Она была заложена монахами Троице-Сергиева монастыря, прибывшими вместе с полками князя Петра Серебреного в 1551 году. На сегодняшний день это единственная деревянная постройка, сохранившаяся от былой Свияжской крепости. Именно в этой церкви был освящен город и первый монастырь.
Церковь выполнена из дерева лиственницы. Сруб здания был заготовлен зимой 1550 года в лесах вотчины князей Ушатых под Угличем. В разобранном виде Троицкая церковь в числе других сооружений, заготовленных таким же образом и доставленных по Волге, была собрана на месте, выбранном царем для строительства крепости, в мае 1551 года Строительство осуществлялось под руководством дьяка И.Г. Выродкова. В первоначальном виде Троицкая церковь имела световое шатровое завершие, по стенам имелись лишь волоковые окна, дающие мало света.
В 1764 году Троице-Сергиев монастырь был закрыт, церкви Троицкая и Сергиевская превращены в приходские. В 1795 году на территорию былого монастыря перемещается ранее сгоревший женский Иоанно-Предтеченский монастырь. Основные внешние перестройки церкви связаны с деятельностью нового монастыря и относятся в основном к 20-м гг. XIX века. В это время шатровое завершие заменяется на восьмискатную крышу с барабаном и луковичной главкой. Обходная галерея вокруг церкви была разобрана, но с трех сторон были пристроены крыльца. Церковь была обшита тесом и поставлена на каменный цоколь.
Несмотря на то, что мы имеем дело с древнейшим храмом Свияжска, по сей день, остается масса вопросов, которые решаются крайне условно. С одной стороны, это вполне объяснимо. Соседство такого уникального памятника, как Успенский собор с его фресками и иконостасным комплексом естественно в первую очередь привлекало внимание исследователей разных поколений. Хотя следует признать, что труды, освещающие проблематику живописи Успенского собора и сейчас еще крайне скудны и достаточно разноречивы.
Иконостас Троицкой церкви в этом смысле еще более обойден вниманием. Если архитектурные перестройки церкви еще как-то отмечались в литературе, то иконы, входящие в иконостас, кроме редких и случайных воспроизведений в современной литературе и участия в нечастых выставках, начиная с самых глобальных — 1989 г. — реставрационной, посвященной 1000-летию крещения Руси, и последующих, проходивших непосредственно в Музее, практически были лишены публичных комментариев.
На сегодняшний день формирование иконостаса Троицкой церкви на основе документальных свидетельств и стилистического анализа икон представляется нам следующим образом:
Деисус (моление, предстояние) — центральный ряд иконостаса, его смысловое ядро. В центре деисусного чина изображается Спаситель с Евангелием в руках, а по сторонам — предстоящие Ему Богоматерь и Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел и другие святые, расположенные в строгой иерархической последовательности. Включая все чины святости, Деисус выражает идею молитвенного предстояния Вселенской Церкви за все человечество.
Иконографически деисусный чин Троицкой церкви был, видимо, достаточно традиционен. Кроме центральных канонических образов здесь были представлены русские святители — московские митрополиты Петр и Алексий, и мученики — Святой Егорий и Димитрий Солун-ский. Условно идентифицировать с древним деисусом из дошедших до нас икон можно только семь: это «Спас в силах», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил», «Апостол Петр» и «Апостол Павел».
Первоначально деисусный чин размещался непосредственно над местным рядом. Дальнейшее развитие иконостаса связано с условным вторым этапом — последней третью XVI в. К этому времени можно отнести создание двух чинов — «праздничного» на 13 досках и «пророческого» на 15 досках. Оба эти ряда очень близки стилистически и возможно исполнялись одними и теми же иконописцами — выходцами из русских северо-западных земель.
В праздничном чине Троицкой церкви были размещены иконы основных событий Евангельской истории, то есть «двунадесятых» праздников. Включены сюда и иконы страстей Христовых, в том числе иконы с Распятием и Воскресением Христа («Сошествие во ад»). Заканчивался ряд иконой Успения. В нашем чине отсутствуют праздники Рождества Богоматери и Введения во храм, оставляя больше места иконам страстей и Воскресения.
В пророческом чине помещались иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где запечатлены цитаты их пророчеств. Здесь изображались не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья Пророк и другие персонажи, связанные с предвестием рождения Христа. Количество изображаемых пророков могло варьироваться в зависимости от размеров ряда. В центре ряда размещена икона Богоматери Знамение, «заключающая в лоне Своем образ родившагося от Нея Сына».
Традиционно по объему наследия библейских пророков условно делят на две части:
По свидетельству Библии, пророки по мере своей праведности и развитию духовных умений могли слышать Голос Бога, говорить с ним и передавать Его слова людям. В иконостасе Троицкой церкви присутствуют персонажи как великих, так и малых пророков.
В это же время происходит некоторая перестановка рядов: праздничный чин занимает свое более современное положение — над местным чином, затем по вертикали следуют деисусный и пророческий ряды. Предусматривается место для «Праотцев».
К началу XVII в. следует относить окончательное становление пятиярусного тяблового иконостаса Троицкой церкви. Этим временем можно датировать праотеческий ряд, написанный на охряном фоне на досках с фигурным завершием, который увенчал верхний ярус иконостаса. Праотеческий чин представляет собой галерею ветхозаветных праотцев с соответствующими текстами на свитках, через которых является первоначальная Церковь от Адама до Моисея. В центре этого ряда помещается образ Святой Троицы или «Отечество» (один из иконографических вариантов изображения Святой Троицы).
Примерно в это же время «Богоматерь Одигитрия Смоленская» перемещается из местного ряда Троицкой церкви во вновь отстроенную Сергиевскую церковь. Эта икона была закрыта серебряной басмой в XVI в., одновременно с троицким «Деисусом» и некоторыми иконами Успенского собора Свияжска. На полях Одигитрии внизу находятся плохо сохранившиеся изображения предстоящих — Сергия и Никона Радонежских. Несомненно то, что они были написаны гораздо позднее собственно образа Богородицы. Подтверждением этому служит очень мелкий масштаб предстоящих, а главное очень грубые прорези в старой басме, открывающие образы святых. Перемещение «Одигитрии» и появление предстоящих, видимо, было связано с утверждением в Сергиевской церкви двух приделов во имя Сергия и Никона Радонежских.
В местном ряду Троицкой церкви слева от Царских Врат появляется в первой трети XVII в. известный образ Богородицы Казанской в клеймах, повторенный в размерах оригинала, находившегося в то время в Казанском Богородицком женском монастыре.
Троицкая церковь Свияжска — это не только уникальный памятник деревянного зодчества XVI в. Это еще и своеобразная Свияжская ризница, сохранившая в себе многие разновременные произведения иконописи, происходящие из разрушенных церквей или созданные уже в период Нового Времени (XVIII-XIX вв.). Попадая в Троицкую церковь, эти иконы становились неотъемлемой частью ее внутреннего убранства.
Об авторе
Вайсфельд Яков Хаимович, заслуженный работник культуры Республики Татарстан, эксперт Росохранкультуры РФ по произведениям живописи, скульптуры и предметам отправления религиозных культов, заведующий отделом древнерусского искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань