Публикации

О праздновании Нового года православными

  Количество просмотров

В преддверии Нового года у многих верующих возникают многочисленные вопросы относительно празднования этого события в период Рождественского поста. В связи с этим мы задали вопрос представителям духовенства Казанской епархии — Как следует православному христианину праздновать Новый год?

Отвечает протоиерей Иоанн Барсуков, настоятель Никольского собора, г. Казань:

Аудиозапись

— Мне кажется, что моя точка зрения должна соответствовать общему христианскому мировоззрению. В Священном Писании у апостола Павла есть фраза: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской (1 Кор. 10, 21)» — отсюда можно развить следующую мысль: есть праздники духоносные, божественные, религиозные, как Пасха, как Рождество, а есть праздники бесовские, например, Хеллоуин или необузданное пьянство. Это же всякая радость превращается в нечто богомерзкое. Это чаша бесовская.

К чему причислить праздник Новый год? Это праздник благородный, радостный и светлый, иначе не имелось бы молебна Церкви на Новый год. Что такое Новый год? Мы собираемся, мы украшаем елку, мы радуемся за уходящий год и благодарим Бога: «Благослови венец лета благости Твоея Господи!» Собираются домашние, накрываются столы постные. Согласитесь, в наше время разве проблема, чем, кроме мясного и молочного, украсить свои столы? Мы радуемся, благодарим, подводим итоги и служим молебен.

Итак, все зависит от нас. Апостол Павел к Титу пишет: «У чистого все чисто». Православный христианин — везде православный: и когда он Новый год встречает. Все через призму Sub specie aeternitatis — с точки зрения вечности. Я радуюсь, веселюсь, делюсь со своими ближними и дальними родственниками, поздравляю с Новым годом, радуюсь, благодаря Бога, нашему бытию и прошу благословления на следующий год.

Зеленая елка — что это такое? Это символ вечной зелени, а значит, вечной жизни: «Господи, сколько Ты благословишь, дай нам еще пожить». Поэтому праздник Нового года — это не нечто запрещенное. Но только все это должно быть по-христиански: в меру, радостно, светло, правдиво и чисто.

Величие нашей православной веры заключается в том, что для нас совсем не существует слова «обязательно». Мы все время говорим «желательно». Мы же свободные люди, мы же носители образа Божьего. Есть возможность? Пожалуйста, придите после Божественной литургии первого января равно, как и 14 января по старому стилю. Мы, собравшись в храме, отслужим молебен. Желательно, но без конкретного понятия «обязательно».

Отвечает иерей Антоний Ермошин, клирик Петропавловского кафедрального собора, г. Казань:

Аудиозапись

— Празднование Нового года не является религиозной традицией, но с другой стороны, мы знаем, что уже Священное Писание Ветхого Завета возводило начало новых лет и новых месяцев в часть традиций именно духовной жизни. Поэтому издавна Церковь старается своим участием и молитвой освятить празднование Нового года. В нашей русской традиции Новый год является, наверное, праздником по большей части семейным, когда люди собираются в кругу родных, близких, друзей. Какого-то универсального совета, как и что должно быть, наверное, нет. Не случайно церковное предание издавна выработало очень хороший и, наверное, универсальный принцип для ответа на многие подобные вопросы, принцип, который был озвучен целым рядом святых отцов: «В главном — единство; во второстепенном — свобода; и во всем — любовь». Именно свобода в таких второстепенных вещах должна оставаться для христианина, наверное, на первом месте, потому что Церковь никогда никого не тиранит, Церковь не дает строгих советов, как и что именно необходимо сделать.

Сегодняшняя традиция русской Церкви — праздновать Новый год — пожалуй, является интересной с точки зрения своего плюрализма. Очень отрадно, что Церковь сегодня дает возможность людям с разными запросами и интересами, действительно, найти себя в этом церковном праздновании Нового года. В одних храмах дается возможность участвовать во Всенощном бдении, в ночной Литургии, причаститься святых тайн в эту новогоднюю ночь. В других храмах нет ночной Литургии, но есть ночной молебен, есть возможность на молитве с братьями и сестрами встретить наступление нового года. Есть храмы, в которых не совершается ночного богослужения на Новый год. Это тоже само по себе неплохо, то есть там людям дается возможность поучаствовать в службе с вечера, вечером принять участие в новогоднем молебне, а потом ночью собраться в кругу семьи, близких и родных людей за столом и скромно встретить наступление нового года.

Вопрос об обязательности участия в новогоднем молебне лежит именно в плоскости того, что Церковь не предписывает человеку каких-то строгих правил: именно так и никак иначе. Я думаю, что для верующего человека естественно при наступлении нового года испросить Божьего благословления на наступающий год, принести благодарность за все те милости, которые были нам явлены в прошлом году, чтобы участие в этой соборной молитве Церкви стало для нас молитвенным сопровождением вступления в новый год.

Что касается традиций застольного празднования, то, естественно, для христианина во всем важна умеренность. Нельзя сказать, что из-за того, что сейчас продолжается Рождественский пост, человек должен вообще отказаться от какого-то новогоднего застолья, проигнорировать этот день как праздник. Если есть семейная традиция: собираться с родными и близкими за столом, то не стоит ее отменять. Но проявление умеренности и сдержанности во всем является вполне допустимым и корректным.

На мой взгляд, если вся семья постится, то, наверное, можно найти какие-то способы встречи нового года с постными блюдами. Для людей много вопросов вызывает ситуация, когда в их компании оказываются невоцерковленные родственники и друзья, которые не постятся, особенно, когда этот человек оказывается не на правах хозяина, а на правах гостя. Здесь мы должны вспомнить о главном назначении поста — пост есть воздержание. Пост — это не какая-то диета, когда что-то можно, что-то нельзя. Мы должны помнить, что мы не фарисеи, что наш пост — это средство обуздания наших страстей, поэтому, когда человек оказывается за таким столом, он должен подумать и оценить, ответить про себя на вопросы своей духовной жизни: «Я сейчас съем скоромное, потому что меня мучает страсть, и я, видя этого, не могу удержаться? Или я могу от этого воздержаться, но разделю со всеми эту трапезу, чтобы никого не смущать, не огорчать, не обижать». Если человек понимает, что он вполне мог бы от этого воздержаться, но просто делает это из снисхождения к окружающим людям, дабы не показаться человеком гордым или презирающим окружающих, то я думаю, что это не будет являться каким-то строгим нарушением поста.

Вернуться к списку

Последние добавления