Публикации

Православная общественность: мы разучились ценить то, что имеем

  Количество просмотров

На прошедшем в мае Форуме православной общественности Республики Татарстан был представлен ряд перспективных инициатив и проектов. В частности,  председатель общественного совета Нижнекамского муниципального района Олег Дмитриевич Агапов озвучил идею создания при Татарстанской митрополии Координационного Совета по развитию ценностей православной культуры.

— Создание такого совета станет реальным прецедентом соборного сознания, ведь в этот совет смогут войти и миряне,  поясняет доктор философских наук, известный общественный деятель и преподаватель вузов Олег Агапов

— Верующие смогут принимать участие в составлении так называемых «дорожных карт», то есть в утверждении алгоритмов, которые позволят рассчитать наши действия на два-три года вперед.

По мнению Олега Агапова, недавний форум должен стать катализатором развития многих интересных начинаний.

— Всегда есть мера услышанного, мера взятого и воплощенного. Главное, чтобы не получилось, что замах на рубль, а удар – на копейку. Но, зная нашего митрополита, зная людей, с которыми он работает, можно совершенно точно сказать, что движение вперед будет. Многое было заявлено со стороны правительства и президента, а эта поддержка дорогого стоит. Речь ведь идет не только о строительстве спортивного комплекса в семинарии, но и об административной помощи в восстановлении храмов, о создании общественных советов, в которых будут участвовать представители Церкви.

— Принимая во внимание правительственную и президентскую поддержку, нам самим нужно брать инициативу на себя, нужно претворять в дело социальную концепцию Русской Православной Церкви. В этом документе есть контуры ответов практически на все вызовы современности. Ознакомившись с основными положениями Архиерейского собора и Народного собора мирян, мы сможем более взвешенно реагировать на эти вызовы, под какими бы страшными лозунгами они ни звучали.

Рассуждая о положении  религии в современном Татарстане, наш собеседник отметил, что мы являемся свидетелями процесса наращивания нового социокультурного потенциала.

— Сейчас появился уникальный шанс восстановления общегражданской конфессиональной идентичности русских, проживающих в нашем субъекте федерации. По данным статистики, в советское время Православие исповедовало 24 процента русского населения, сегодня эта цифра возросла до 82 процентов. Интеллектуальное и духовное возрождение в большей или меньшей степени затрагивает каждого из нас. Но невозможно сразу превратиться в воцерковленного человека, равно как невозможно в одночасье обрести культуру гражданского общества. Моисею понадобилось сорок лет, чтобы вывести евреев. Вот и мы еще долго будем выходить из 70-летнего пленения советской тоталитарной системы. На этом пути неизбежны эксцессы, касающиеся выбора направления движения, споры относительно того, что правильно, а что нет. Какого-то единого плана у нас пока нет, но поиск алгоритмов постепенно обретается. На местах периодически возникают сложности, и мы готовы открыто о них заявлять. Существует, например, проблема разноуровневости муниципальных служащих. Но не менее ярко выражена проблема невоцерковленности мирян. Нам всем важно переходить на уровень более глубокого понимания Православия. От часто формально совершаемых Крещения-Венчания-отпевания до осмысления глубины евангельского призыва. Каждому христианину важно осознать то, что принес в мир Христос, проникнуться наследием Нового Завета. В противном случае все может обернуться лишь модой.

— По-моему, сейчас, наоборот, стало модно критиковать Церковь. Акцентируя внимание на проблемных моментах, общество почему-то игнорирует явные успехи священноначалия, духовенства, приходских активистов…

— Я вынужден согласиться с наличием определенного обличительного пафоса. Мы разучились радоваться успехам, разучились ценить то, что имеем. Многие философы сходятся во мнении, что общество потребления воспитало человека-аутиста, который часто не видит дальше собственного носа. А если же он все-таки выходит в какое-то широкое информационное пространство, то все равно не различает широких социальных перспектив, сосредотачивается лишь на своих внутренних мироощущениях. Но ведь деятельность Церкви всегда была публичной, и тот, кто хочет получить определенные знания и как-то поучаствовать в этой деятельности, обязательно это сделает. Чаще всего наша леность, дурость, зацикленность на повседневности не позволяют нам действовать, создавать, созидать. Я вообще не сторонник теории заговора, не привык все списывать на спецслужбы или тайные общества. Я убежден, что корень проблем в нашей собственной пассивности, в нас самих, а не в ком-то еще.

— Расскажите, как вы пришли к этому пониманию? Когда и, главное, почему решили потрудиться во благо Церкви?

— Сознательный приход к вере связан с 2004 годом. Именно тогда в моем сознании случился переход от историко-культурного отношения к Церкви к более глубокому, догматическому. Также памятен для меня 2008 год.  Пятого декабря 2008 года на базе Нижнекамска мы проводили конференцию по теории и практике толерантности, затрагивали межконфессиональные и межэтнические аспекты. Слово взял благочинный Нижнекамского округа протоиерей Иоанн Бухенко. Отец Иоанн сообщил собравшимся весть о том, что не стало Патриарха Алексия. На том же собрании мы поняли, что в обсуждениях целого ряда вопросов не должны игнорировать ни мусульманскую, ни православную общественность района. Нижнекамский благочинный сразу пошел на контакт, вошел в Координационный совет по сохранению и развитию ценностей православной культуры, который был образован в 2010 году. Координационный совет является институтом гражданского общества, объединяющим этнокультурные организации и приходские общины. Совет занимается восстановлением исторической памяти, осуществляет социальное служение, по возможности оказывает помощь приходам. Два раза в год проводятся масштабные религиозно-философские чтения в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Также совет организует социальные проекты, устраивает общественные слушания. Если в городе проходят какие-то интересные акции или собрания, мнение прихожан всегда озвучивается. Так и должно быть, ведь общины верующих людей имеют право голоса.

— А как в Нижнекамске обстоят дела с молодежной политикой? Взаимодействует ли православная молодежь с активистами светских молодежных движений?

— Конечно, приходская молодежь активно действует и за церковной оградой. Ответственный за работу молодежного отдела в Нижнекамском благочинии Солонщиков Сергей на всех научных конференциях озвучивает позицию Церкви. Сергей активно взаимодействует и с Координационным советом, и с другими общественными организациями. Прошлым летом, например, он успешно провел масштабные мероприятия, пропагандирующие семейные ценности и отказ от абортов, организовал велопробег в защиту семьи и детства. Сначала был отслужен молебен, а потом студенты дружно проехались по городу. На акцию пришли не только воцерковленные ребята, но и светская молодежь, студенты институтов и колледжей. В молодежной среде постоянно организуются киноклубы, конкурсы православной книги, поэтические вечера, благотворительные ярмарки. Слава Богу, что в людях не исчезает тяга творить добро! Сейчас в Нижнекамске активно развивается проект сестер милосердия, также в городе действует центр социально-психологической помощи «Счастливый дом». Все эти проекты направлены не на разовую помощь, а на серьезную, стабильную поддержку нуждающихся. Лично меня очень радует, что в церковной молодежной среде и в коллективах нецерковной молодежи есть преемственность. Ребята не боятся ответственности, не боятся брать инициативу на себя. В этом они очень отличаются от нас.

— Активность православной молодежи вселяет повод для оптимизма…

— Безусловно. Но идейность и энтузиазм важно подкреплять знаниями. Задачей первого поколения священников постсоветского периода было восстановление храмов. У молодого поколения духовенства новые задачи: возрождение Литургической жизни, формирование богословского образования мирян. Нужно проводить семинары, организовывать воскресные школы, катехизаторские курсы, занятия для вольных слушателей. Все это сейчас есть, система приходского образования постепенно возрождается. Однако силами одних лишь священников наладить просветительскую и миссионерскую работу невозможно. Рядом со священником обязательно должны быть образованные миряне. Чем больше таких знающих и инициативных людей появляется в Церкви – тем лучше. Но все это будет работать,  только если свои знания и убеждения мы сможем подтверждать поступками.

— Личный пример, безусловно, очень важен. Пример, который мог бы и вдохновить, и мотивировать.

— Мне посчастливилось в своей жизни встретить замечательных пастырей. Иначе как подвижниками их и назвать-то нельзя. Эти люди не оглядывались на окружающих, а сами являли пример христианской жизни. Современные педагоги часто жалуются на своих учеников, говорят, что дети сейчас не те. Каждый священник, наверное, тоже может сказать, что паства не та. Но другой-то нет. Все мы единая Церковь, Тело Христово. Так что нам всем вместе нужно воспитывать церковную интеллигенцию и нести в мир евангельские ценности.

Вернуться к списку

Последние добавления