Публикации

Время молитвы и покаяния

  Количество просмотров

28 ноября – начало Рождественского поста

Наступает время благоприятное. В Церкви нам предлагают лечение, укрепляющее нашу слабую, удобопреклонную ко греху волю. Чем укрепляется воля? Постом. Жили, как хочется, теперь поживём, как надо, по правилам: не как и куда кривая вынесет, а как велит долг, как повелевает Бог, желая нашего же блага. И вот в этом, как раз, суть воздержания от скоромной пищи. Большая часть нашей жизни посвящена зарабатыванию денег, покупке еды, приготовлению её и поеданию. Так проходит вся жизнь.

И вот, мы вступаем в пост. Это не время расслабления – время бодрствования, трезвления и подвига. Святитель Иоанн Златоуста учил тому, чтобы во время поста не расходовать лишних средств на пищу, призывал употребить их во благо своей души, отложив разницу средств и накормив на них тех, кто и без поста не имеет то, что мы имеем в пост. У многих постом денег на пищу расходуется больше, чем вне поста: покупаем соевые продукты, разные фрукты. Нам как-то разнообразить свой стол хочется: мяса есть не будем, тогда сделаем салат из заморских фруктов. Это не пост, это перемена пищи одного вида на другой.

Многие свидетельствуют следующее: был грех какой-то тяжелый, человек в этом грехе каялся и даже не раз, но покоя в душе нет. В чём дело? Только всегда в одном: значит, на исповеди не каялись в этом грехе. Формально назвали грех без серьезного глубокого суда. Нужно покаяться по-другому. Мы многое себе прощаем и на исповедь приходим, как католики за индульгенцией. Нет, должно быть потрясение душевное, внутренняя тряска должна быть, нужно так каяться, чтобы изнутри било, чтобы грех ненавистен стал, чтобы и под страхом расстрела боялись согрешить. Вот с таким устроением нужно каяться, не жалея свои слабости, гордыню и тщеславие.

Покаяние – главный стержень постного подвига. И, конечно, причастие Христовых Таин. Постом, анализируя прожитый год и, конечно, всю жизнь в целом, нам нужно сделать многие выводы, и главный из них – необходимость изменить себя, измениться в том греховном, порочном, что в нас продолжает жить. Сказать легко, сделать невыносимо тяжело. Но тяжело не всем, а только подавившимся гордостью, которые надеются на свои несуществующие великие силы. Мы знаем, какие это силы, и цену им знаем... И наша надежда на Господа. Когда Господь вступится, тогда и невозможное станет возможным. Поэтому помним, что важно сначала очистить свою душу от греха, испросить у Бога прощения, потом добродетели приобретать... 

Не все могут поститься строго по Уставу, который, кстати, написан и не для нас, а для монахов мужских монастырей. Но мы, чада Русской Православной Церкви, живём по поговорке, сложившейся в средние века: «Миряне должны быть как монахи, а монахи как ангелы». И поэтому монашеский Устав ставим как образец, как эталон. Ты можешь такое понести? Помоги тебе, Господи. Можешь больше – будем рады за тебя. Не можешь, в силу работы, болезни, особенностей семейного положения, – формы найти всегда можно. Главное – внутренний дух сохранить.

Я помню, одна маленькая девочка из воскресной школы подошла ко мне и говорит: «Батюшка, я так хочу поститься, а мама с папой не разрешают. Говорят: «Молиться учись, в церковную школу ходи, но уродовать тело мы тебе не дадим». Благословите меня поститься». Я ответил ей: «Доченька, что же будет тогда в семье? Нет, твой главный пост – почитать мать и отца и делать, как они говорят. Но я только спрошу, что ты больше всего любишь?» Она подумала и сказала: «Наверное, шоколадки», – «Вот от них и удержись постом». Она вздохнула: «Весь пост без шоколадок, даже постных?», – «Да-да, моя радость, весь пост». Вздохнула ещё раз и, благословившись, понесла свой подвиг. И это было немало для неё. Так каждый в меру своих возможностей: кто может больше понести, кто меньше. Для больных бывает нужна непостная пища: молоко, например. Это не разрешение на молочную пищу вообще. Если человек будет пить молоко, но как лекарство, скажем, утром или вечером стаканчик, это пост. Больной диабетом человек просил благословления на вкушение мяса постом: у него болезнь такой стадии, что это было необходимо, и он получил благословление есть два раза в день несолёное отварное мясо, сваренное без всяких специй. Когда он ел его, то никакого наслаждения не испытывал: организм получал необходимое, а дух постился.

Вернуться к списку

Последние добавления