Ещё на заре человечества, вскоре после грехопадения, Бог поставил жену в подчинение мужу: «... к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). Предреченное Писанием повиновение жены мужу не означает, что женщина ниже мужчины по нравственному или личному своему достоинству – в этом отношении они равны: мужской пол и женский: «...все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28).
Мы знаем и замечаем, что в нашей жизни мужчина – первый, он глава в доме; в церкви – он священник; в мирской жизни мужчина занимает высокопоставленные должности, работает на более тяжёлом труде. И мы невольно задаёмся иногда вопросом, а почему он первый идёт вперед, а за ним следует женщина? Наверное, потому, что Господь Бог создал женщину в помощницы мужчине.
По учению Священного Писания, муж есть глава жены и семейства: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:22-26). Ключ к правильному пониманию этих слов – призыв не только к супругам, но и ко всем христианам повиноваться друг другу в страхе Божием. Конечно, в словах Писания об особой ответственности мужа, который призван быть «главою» жены никак нельзя усматривать поощрение мужского деспотизма или закрепощения жены. Речь идёт о первенстве в ответственности, заботе и любви. Остаётся лишь прислушаться к голосу нашего Создателя: назначение и призвание мужа (мужчины) – быть первым в жертвенной самоотдаче, быть защитником, принимать решения и, конечно, отвечать за их результат. Это, наверное, означает, что сознание первенства в ответственности начинается с детства, тогда уже мальчиков мы готовим к отцовству, быть первым, в хорошем смысле этого слова, быть мужчиной.
– Я рос в нецерковной семье, с бабушкой. К Богу пришёл в начале девяностых, когда мне было 14 лет. Получилось, что мы с бабушкой поехали в Оптину, просто движимые любопытством. Там были настолько живые люди, с живыми глазами, с живой душой, которым можно было задавать вопросы и получать на них ответы. Я был некрещёным, и, когда приехали домой, сам решил, и осознано принял Крещение. Бабушка долго не решалась, долго читала книги, долго думала и пришла в Церковь после меня через 4 года. Сейчас мы очень часто ходим в храм, причащаемся.
Артём Белкин (водитель, г. Ульяновск).
– Как человек, рождённый в другой культуре, я с интересом наблюдал за окружавшими меня русскими православными людьми, и, кажется понял, в чём заключается главная черта их характера. Они совершенно не прагматичные, конечно, порою это качество мешает достичь сиюминутной материальной выгоды, но, в то же время, приносит душевное равновесие. Мне всегда казалось, что русский православный человек доверяет Богу больше, чем себе, и эта внутренняя убеждённость меня всегда поражала. И не так давно я сделал окончательный выбор для себя, принял Крещение.
Рамиль Ибрагимов (повар, г. Тольятти).