Публикации

Искажение

  Количество просмотров

Современный человек заблудился. В век высоких технологий у него нет уверенности в своей правоте. Человек заблудился и полбеды, если бы это блуждание носило внешний характер. В постоянной погоне за прибылью, он заблудился в дебрях своей души и разума. Уравняв некогда богооткровенные истины с доводами разума, он заблудился в этих разумных доводах и суждениях. Человек потерялся и уже не может отличить истину от лжи, а путь спасения от пути погибели. Одновременно и причиной, и следствием этого является то, что человек отпал от Бога. Происходит подмена понятий, когда подлинно духовная жизнь заменяется внешней религиозностью. Но, для начала, следует определиться с терминологией.

Духовная жизнь – это особое состояние, когда вся жизнь человека является исполнением евангельских заповедей и непрестанным богообщением, описанными в житиях святых. Это жизнь, когда пост, молитва, церковные таинства воспринимаются лишь как средства соединения человеческой природы с божественной. Здесь внешние проявления веры вторичны, вся энергия и все стремления направлены на ум, душу и сердце, т. е. на «внутреннего человека», на достижение Царства Небесного.

Религиозность же полностью противоположна. Это внешняя потребность, основанная на какой-либо идеологии и обрядности. Здесь всё внимание уделяется именно внешнему проявлению веры, причём ни сама вера, ни её качество не имеют значения. Внутреннее состояние человека безразлично. Главное, что он делает и говорит, мотивация же не рассматривается вовсе. Это сравнимо, разве что, с обрядоверием, осуждаемым Церковью. И всё бы ничего, да только религиозность, приложенная на наше духовное невежество, порождает страшные явления и в церковной и околоцерковной среде. На них же стоит остановиться подробнее.

Первое и самое страшное – это нарушение второй заповеди: «Не сотвори себе кумира» (Исх. 20:4-7). Часто неразумное почитание святых угодников Божиих превращается именно в идолопоклонство. Молящийся забывает о том, что Источником и Подателем всех благ является только Один Бог: «всяк дар совершен есть, сходяй от Тебе Отца светов» (последование Литургии). И ангелы, и святые угодники лишь молятся Господу за нас, просят Его быть к нам милосердным, но сами в себе источника благости не имеют. Они помогают нам, возвещают нам волю Божию, но не сами по себе, по своему усмотрению, а только по повелению Господню. Мы почитаем святых, т. е. уважаем их, воздаём хвалу их трудам и подвигам, испрашиваем их молитв, но, при этом, не забываем, что они лишь отблеск Божества, как луна, отражающая солнечный свет. 

Очень прискорбно, что вокруг многих святых подвижников, часто ещё до их блаженной кончины возникают некие общества или секты, которые, «ревнуя не по разуму», доходят до поклонения своему духовнику и тем самым губят свои души. Самая яркая историческая иллюстрация, это секта «иоаннитов», появившаяся в начале ХХ века и связывавшая себя с именем святого Иоанна Кронштадтского, но при этом не раз обличаемая им же. Сейчас подобные культы возникают как вокруг недавно прославленных святых, так и ныне здравствующих священнослужителей, монахов, а, порой, и явных экстрасенсов и оккультистов.

Следующее искажение продолжает начатую тему, а именно, сотворение кумиров. Седьмой Вселенский собор постановил в правиле о почитании икон: «честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (т. е. к тому, кто изображен на иконе). В конечном же итоге, поскольку человек – и святой и грешный – также есть образ Божий, то почитание священных предметов (иконы, мощи, святой Крест) и святых угодников должно завершаться прославлением Бога, «сих прославившего». И если с почитанием Господских и Богородичных икон особых смут не появлялось, то смысл почитания икон угодников Божиих и изображений Честного Креста раскрывается в молитвах на их освящение. При освящении иконы святого мы молимся: «освяти Господи эту икону…, чтобы нам подражать жизни и поступкам их (угодников) и прославлять Тебя сих Прославившего…», также и при освящении креста: «… чтобы быть ему защитой души и тела от врагов видимых и невидимых и от всякого зла» и, заключая любую из молитв на освящение, обосновываем свою молитву: «только в Твоей власти находится помилование и спасение наше», или: «только Ты можешь освятить души и тела наши, Христе Боже наш…». Из молитв видно, что икону или мощи Церковь рассматривает как напоминание (на примере святого) и ориентир на пути ко спасению. Изображение же Святого Креста и другие святыни, как оружие против «козней бесовских» которое помогает не само по себе, а по милости Божией и вере человеческой.

Рассмотрев основание для почитания святынь, следует перейти к конкретным искажениям в их почитании, причём, многие из современных примеров больше напоминают светский фетишизм, чем церковное почитание. В выше упоминаемой секте «иоаннитов» в большом почете были как прижизненные портреты и фотографии, так и масло, свечи, ладан или какая-либо другая вещь «на память от о. Иоанна». Из современных «перегибов» можно вспомнить и «сухарики из котелка убогого Серафима», и кресло святителя Иоанна Сан-Францисского, и бесчисленные «пояски от Богородицы», и «платочки от Матронушки» и многое другое. Сейчас, во многом «благодаря» нашему невежеству, слово «святыня» утрачивает свой духовный, символичный смысл и превращается во что-то среднее между «магнитиком на память» и «оберегом от бабы Нюры». Но ярче всего нашу бездуховность иллюстрирует отношение к уже имеющимся святыням. Запылившиеся или затёртые иконы, перед которыми вычитывается «Отче наш…» да и то, только когда «совсем тяжело». Затёртые, грязные, рваные пояски «от Матронушки» или «Живый в помощи… » на животе, и что-то, их же напоминающее, в углу под иконами (в лучшем случае) или в мусорном ведре (а куда их ещё?). Пакет позеленевших просфор со свечными огарками на полочке под иконами. А здесь уже можно поговорить и о качестве нашей веры. Господь наставляет: «Итак, по плодам их узнаете их» (Мф. 7:20) (т. е., поступки, которые человек совершает, свидетельствуют о его вере) и предупреждает: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими» (Мф. 7:6). Мы уподобляемся этим бессловесным, когда небрежно, халатно, а, порой, и кощунственно обращаемся со святыней. Как пишет премудрый Соломон: «Помысл глупости – грех, и кощунник – мерзость для людей» (Прит. 24:9). 

Особого внимания заслуживает взращиваемая в околоцерковной среде «православная» поп-культура. Помимо упомянутых поясков, и платочков модны ныне и различные образки «на память»: Серафим Саровский, Матрона Московская, Сергий и Герман Валаамские. Список можно продолжать бесконечно. Бумажные или ламинированные – безразлично, главное, поменьше и подешевле, чтобы в кошелек или сумку положить (как оберег?), или в книжечку хорошую – Библию или «Жития» (как закладку!). Но разве это не попрание святыни? А многообразные ладанки и мощевики, назначение которых давным-давно забыто, многими воспринимаются как всё те же обереги «от сглаза». Стильные подвески, пёстрые браслеты, всевозможные колокольчики, календари и сувениры на «христианскую» тематику – не являются ли они и «метанием бисера», и нарушением заповеди: «не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20:7)? Но если честь, воздаваемую образу, принимает Сам Господь, то и непочтение оказывается Ему же. Вещь, которая должна направлять наш ум в мир горний, используется как бытовой предмет! Где тут благоговение? Где смирение и страх Божий? А наша лень в постижении Закона Божия едва ли меньший грех: «кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость» (Прит. 28:9). В век глобализации мы не знаем не потому, что никто нас не учит, а потому что знать не хотим. И если Священное Писание недвусмысленно нас укоряет, то, возможно, надо перестать искать «обходные и лёгкие пути» и от чистого сердца, без лукавства помолиться Ему: «Господи, спаси нас, потому что Ты Человеколюбец!» (стихира Вел. Пятницы).

Вернуться к списку

Последние добавления