Публикации

Великие святые твоего рода

  Количество просмотров

Заканчивается седмица недели святых праотец… А ведь в числе этих святых есть и непосредственные предки каждого из нас! Ной, например. Это люди, удержавшие себя от зла и угодившие Богу в условиях полного развращения окружающих их людей. Енох, Авраам, пророки… Не поддавшись соблазнам, они остались верными голосу своего сердца, совести и через это обрели святость Господа и Его Царство. Это стало возможным не сразу, только когда Господь сошёл за ними в ад после крестных страданий.

Но если именами ветхозаветных пророков православные родители своих детей весьма часто называют (или называли, судя по распространённости фамилий, произошедших от их имён), то в честь самых великих «святых праотец» – Адама и Евы – детей называют очень редко. Верующие – почти никогда. Многие чувствуют даже какое-то смущение или неловкость, произнося эти имена. И никому не хотелось бы, чтобы их ребёнок носил «клеймо осуждения» всех вокруг. Ведь даже православные люди, зачастую, имеют это внутреннее осуждение. Оправдывая на словах, мы, так или иначе, воспринимаем Адама и Еву как первых грешников, как бы сочувствуем им. А многие и не оправдывают, считая их «виновниками» всех бед на земле. Мы вспоминаем о них, в основном, только по случаю этого «злополучного» грехопадения. Потому что именно об этом и написано в Библии, что касается первых людей. Только это нам дано знать подробно, как необходимое для спасения.

А между тем, по преданию, Адам и Ева были первыми людьми, души которых Господь вывел из ада, и только вслед за ними вышли остальные. И это не случайность. Никто не желал встречи со Спасителем так, как жаждали Его они, потому что из находящихся в аду никто не знал Господа так, как знали Его, сотворённые Им, первые люди.

Адам и Ева достойно прошли свой, дарованный Богом, земной путь спасения. Кроме покаяния, которым была наполнена вся их последующая жизнь, Адаму было дано постоянное «сопротивление земли», которая до падения была в естественном его подчинении, а Еве – болезненное чадородие. Адаму пришлось преодолевать это сопротивление каждый день почти тысячу лет, зная, что, всё равно, земля его «победит» и «поглотит» в итоге; хотя первоначально была создана для его блаженства… И, думается, человеку невозможно представить то мучение, которое испытала Ева при своих первых родах, когда адские боли схваток слились в вечность от неизведанности происходящего с нею. Потому что роды настигли женщину впервые, и было неизвестно, чем всё закончится и есть ли конец боли... Но это оказался не конец… Почти тысячу лет она вынашивала и рожала снова и снова, а дети, которые из-за неё никогда не знали Рая, Бога, всё более и более развращались, убивали друг друга, уподоблялись животным на её глазах… Во сколько раз это мучение превосходит телесную боль? Это ад при жизни. И так происходит до сего дня… Большая часть рода человеческого идёт в погибель перед лицом своей праматери.

Но в потомстве Адама и Евы были и праведники… Уже их сыновья Авель, Сиф были угодны Господу. Сама Пречистая Дева Богородица стала венцом человеческого подвига, «накопленного» человечеством из поколения в поколение. Христос смог родиться на земле не только потому что захотел… А потому, что сами люди захотели этого! Потому что от века к веку находились те, кто по собственному желанию отдавал свою волю Господу «даже до смерти», не смотря на других, осознанно или неосознанно отдававшихся дьяволу. Благодаря одной очистившейся родовой ветке – а это соработание человека и Бога – смогла появиться Богородица, вместившая в Себе Самого Господа. И началом этой ветки были Адам и Ева! Их покаянная жизнь стала фундаментом для последующих поколений, «вынашивающих праведность»… Потому и предшествует празднику Рождества Христова «неделя святых праотец», чтобы вспомнить и должным образом почтить тех, кто своим подвигом позволил Господу вочеловечиться и спасти нас.

Господь сказал: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо…» (Исх. 20:12) В первую очередь, это относится, конечно, к родителям. Но, думается, не только к зачавшим и родившим, не только к педагогам и духовному отцу, направляющим на верный путь, как учит нас катехизис. Заповедь «чти» относится и ко всему своему роду, который сделал возможным твоё появление на свет. Ведь даже чисто материалистично в каждом из нас – частичка всех наших предков. И если я их чту, то и во мне что-то освящается. А если попираю – себя же в грязь втаптываю.

А что значит «чтить»? Чту… почитаю… ставлю на почётное место… Того, кого чту, возвышаю, не сужу, признаю достойным; сам смиряюсь… Легко чтить тех, о ком известно только хорошее, только пример для подражания во всём. А если не только? Или, быть может, совсем не пример… Можно ли, например, чтить родителей, осознанно отдавших себя дьяволу и идущих в погибель, ведущих к рождению антихриста? Есть ли у таких дети? Но всё это не относится к Адаму и Еве. Это люди, освящённые Христом после самого долгого покаяния. Они святы. И поэтому чтить их должно быть легко и естественно. И если мы не имеем этого чувства в себе – глубокого почтения к своим прародителям – то это значит, что в нас что-то не так, значит, нам ещё очень многого не хватает в своём личном опыте покаяния, духовном росте. Ведь желающий спасения и обретший его, непременно встретится с Адамом и Евой в Царстве Господа.

Но в самой Библии не описано никаких подробностей земной жизни первых людей после грехопадения, их покаяние, тяжесть жизни, приближающей смерть – только грех. Почему? Может быть, потому, что и в наших жизнях грехи во многих случаях – на поверхности – всем видны и вопиют к осуждению, а духовная жизнь, покаяние – скрыты и видимы только Господу. И это взаимное осуждение не даёт нам увидеть друг в друге большее, достойное восхищения, подражания, почтения… Адам и Ева тоже имеют это большее! Их величие – непревзойдённое хотя бы потому, что они были единственными, сотворёнными Господом по образу и подобию Его. Все остальные люди были рождены своими родителями (Быт. 5:1,3). Они пронесли свой тяжёлый крест. Их грех открыт перед всеми, и каждый может усмехнуться, осудить, остаться равнодушным, побогословствовать о происшедшем или сказать с достоинством: «Да, это мой праотец и моя праматерь!»

В наше время, когда подвиги святых прошлых лет оказываются недоступными большинству современных христиан, ввиду глубокой врождённой гордости, покаянная жизнь Адама и Евы становится примером для подражания. Терпеливо пронести скорби за свои грехи без малодушия и ропота, с верой и надеждой на избавление, изо дня в день выпалывая «терния и волчцы» из своего сердца, чтобы там было место для любви хотя бы друг к другу, больше – к Богу. Адам и Ева в богооставленности смогли понести это – нам легче: у нас есть Христос, с Которым соединяемся в Таинстве Причащения.

Ещё в Раю Адам и Ева разговаривали с Господом. Когда мы молимся, мы тоже говорим с Ним или пытаемся это делать. Для большинства из нас разговор этот труден. Но Адам и Ева могли говорить в такой простоте и такой близости к Нему, которая представляется недостижимой больше никакому человеку. Всё равно, что невозможно взрослому общаться так же, как общается ребёнок, можно только бесконечно приближаться к этому, если захотеть. А они и были дети Небесного Отца, никого и никогда не имеющие ближе Него. Имеют ли теперь Адам и Ева это первозданное общение с Господом после выведения их из ада – вопрос богословов... Можно предположить, что имеют – подобно тому, как Господь возвращает нам потерянное в грехах после покаяния, Причастия, подобно тому, как был восстановлен апостол Пётр в апостольстве после своего падения. И поэтому молитва Адама и Евы к Богу – как обращение детей к своему родителю – не имеющая аналога (как и молитва Пречистой Девы – молитва Матери к Сыну). А мы никогда и не просим их помолиться о нас. Всё потому, что нам трудно преодолеть это греховное отношение к своим праотцу и праматери. Да не будет в наших сердцах и тени позорной жалости (к уже спасённым, святым!), или досады о случившемся грехопадении (ибо это досада на Самого Творца), или непочтения к святым прародителям нашим (которым мы попираем себя же). И не будем уподобляться Хаму, который, увидев наготу отца своего, стал рассказывать о ней. Будем подобны братьям его, покрывшим наготу отца своего и не желавшим видеть её. Не потому ли мы в большинстве своём «рабы рабов» (Быт. 9:25) – исполняющие волю бесов и неспособные искоренить в себе страсти – что слишком много рассуждаем о чужих грехах?

Может быть, потому и открыт в Библии только грех и «нагота» первых людей, а не то, что позволило бы нам легко чтить их, чтобы мы научились закрывать своё сердце к осуждению не только своих прародителей, родителей, но и всех своих ближних?

Святые праотец и праматерь наши Адам и Ева, молите Бога о нас!

Вернуться к списку

Последние добавления