Каждое литургическое Богослужение представляет собою триединство Собрания, Евхаристии и Церкви, хотя это самоочевидное для ранней Церкви триединство перестало так восприниматься в современном церковном сознании. Утратив со временем отеческие традиции, мы и Евхаристию стали определять и рассматривать как одно из Таинств, но не как «Таинство Собрания», как первичную форму Церкви. То есть само Причащение воспринимаем как личную духовную нужду, забывая о духе евхаристической молитвы: «нас же всех, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единого Духа причастие…»
Христос пришел, «чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин.11:52), и Евхаристия с самого начала была явлением и собранием во единое Нового народа Божия, собранного Христом и во Христе. Надо твердо знать и помнить: в храм мы идем не для индивидуальной молитвы, мы идем собраться в Церковь.
«Собрание в Церковь» есть первое литургическое действие, основание всей Литургии, и не поняв этого, нельзя понять и всего дальнейшего тайнодействия. И когда я говорю: «Я иду в Церковь», – это значит, я иду в собрание верующих, чтобы с ними вместе составить Церковь, чтобы быть тем, чем я стал в день крещения, т.е. членом – в полном и абсолютном смысле этого слова, членом Тела Христа: «Вы, – говорит Апостол, – Тело Христово, а порознь члены» (1 Кор. 12:27). Я иду явить и осуществить свое членство, явить и осуществить свое членство, явить и засвидетельствовать перед Богом и миром тайну Царства Божия, уже «пришедшего в силе».
Оно пришло и приходит в силе – в Церкви. Вот тайна Церкви, тайна Тела Христова: …если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:19-20).
И чудо церковного собрания в том, что оно не «сумма» грешных и недостойных людей, составляющих его, а Тело Христово. Как часто мы говорим, что мы идем в Церковь, чтобы от нее получить помощь, благодатную силу, утешение. Но мы забываем, что мы и есть Церковь, что мы ее составляем, что Христос пребывает в своих членах, то есть мы во Христе и Христос в нас. Всем Христианам дано и заповедано быть Церковью – «народом избранным» (Петр. 2:9), являть и исповедовать присутствие Христа и Его Царства в мире.
В древности не участвовавший без причины в евхаристическом собрании отлучался от Церкви, как сам себя отсекший от единства Тела Христова, являемого в Литургии. Только участвуя в Литургии, мы можем возрастать в святости и исполнить все то, что заповедано нам.
Собранная в Евхаристии Церковь (христиане), даже если она ограничена «двумя или тремя», есть образ и осуществление Тела Христова, и только потому собранные смогут причаститься, то есть быть общниками Тела и Крови Христовых, что они являют Его своим собранием. Никто и никогда не мог бы приобщиться, никто и никогда не был достоин и «достаточно» свят для этого, если бы не было это дано и заповедано в Церкви, в собрании, в том таинственном единстве, в котором мы, составляя Тело Христово, можем неосужденно Бога назвать Отцом и быть участником и причастником Божественной Жизни…
Отсюда очевидным становится, до какой степени нарушает сущность Литургии современное «индивидуальное» вхождение в храм, в любой момент богослужения. Сохраняющий таким образом свою «индивидуальность» и «свободу» не знает, не нашел тайны Церкви, он не участвует в таинстве собрания, в этом чуде воссоединения раздробленной и греховной природы человеческой в богочеловеческое единство Иисуса Христа.
Если собравшиеся в Церковь христиане есть образ Тела Христова, то образ Главы Тела есть священник. Даже самый грешный и недостойный по человеческой сути, он по дару Святого Духа, передаваемому через возложение рук Епископа, являет силу священства Христа. Как святость собрания Христова, так и священство священника – не его, а Христово. Христос всегда внутри Церкви, никому не делегировал ни своей власти, ни силы, но Сам пребывает в Церкви и Святым Духом исполняет всю ее жизнь. Священник – не «представитель» и не «заместитель» Христа. Но в Таинстве – он сам Христос, подобно тому, как собрание христиан – Тело Его. Возглавляя собрание, Он в Себе являет единство Церкви, единство с Собою всех ее членов. Таким образом в этом единстве предстоятеля и собрания явлено богочеловеческое единство Церкви – во Христе и со Христом.
По материалам книги протоиерея Александра Шмемана «Евхаристия – Таинство Царства»