Фильм снят по заказу Республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры РТ
Птица пролетает над островом за 7 секунд, телега пересекает его за 7 минут. История Свияжска, небольшого заповедного острова-града на реке Свияге настолько таинственна, трагична и величественна, что по его судьбе можно изучать историю России за последние 500 лет.
В 15-ти верстах от Казани на реке, называемой Свиягой, устье которой впадает в Волгу, между двумя реками находится высокая гора и место, подходящее для постройки города, весьма просторное, безлюдное и поросшее густым лесом. Откуда бы ни пришло судно, будь то с севера или с юга по Волге или с запада по Свияге, Круглая гора, которая в половодье становилась островом, сразу привлекала внимание путешественников, а тем более для опытных воинов — идеальней места для хорошо укрепленной крепости не найти. На подступах к её крутым склонам водные преграды, вокруг равнины. Круглая гора занимает господствующее положение — огороди и контролируй важнейший Волжский торговый путь.
Это сразу понял ещё молодой московский великий князь Иван IV, получивший в последствие вместе с царским титулом о многом говорящее прозвище Грозный. И не могла остановить его злую, кипучую энергию страшная многовековая слава этого нерушимого запретного для любого путника место. «Черная крепость» — так называли эту гору черемисы — народ, веками живший на этих берегах. Это место считалось у них проклятым. Наводящие ужасы легенды утверждали: любой, кто нарушит табу, будет одержим злым духом, столетиями спящим в недрах этой горы.
РАФАЭЛЬ ХАКИМОВ, директор института истории им. Ш.Марджани Академии наук:
— После распада Золотой Орды возникают три политических центра: это Крым, очень сильный, Казань, как наследница Золотой Орды, и Москва, молодой энергичный город, конечно, ей было тесновато в рамках русских княжеств. Для неё выход был — на Восток, но через Казань. Казань была и соперницей, и воротами к Востоку.
Был после неудачного похода на Казань Грозному-царю знак свыше, и внезапно явилось ему видение некое во сне, в котором показано было увиденное им место и повелевалось поставить там город. Когда же пробудился он ото сна, то понял, что истинно видение это, а не ложно. Вдохновленный Иван Грозный проводит в жизнь план поистине гениальный и дерзкий до безумия. План был смел настолько, что когда европейские дипломаты рассказывали о нём своим монархам, те отказывались верить.
Зимой 1550 года в обстановке строгой секретности под присмотром царских дьяков в верховьях Волги в Углическом крае закипела работа. Были заготовлены срубы стен, башен, церквей и жилых домов для целого города-крепости. Когда наступила весна, срубы, разметив по бревнышку, разобрали, корабли с городом новым отправились к устью Свияги. Плыли месяц и достигли места 16-го мая. С плавучим городом на кораблях, баржах и плотах прибыло большое войско и тысячи строителей со своими семьями. С помощью дружины менее чем за месяц они собрали этот чудо-город на Круглой горе. По величине крепость Свияжска в то время превосходила кремли Новгорода, Пскова и даже Москвы!
Город на судах, изображенный на гербе, дарованном Свияжску великой императрицей Екатериной II, не художественный образ, а реальность. Крепость не была здесь построена, она сюда приплыла. Где же находилось место грандиозной работы? Существуют две точки зрения, одни говорят, что Свияжская крепость создавалась в старинном русском городе Угличе, другие — в небольшом тихом городке Мышкине, но ученые всё-таки сходятся в одном: место это было где-то между этими городами. В те времена там находились владения древнего княжеского рода Ушатых.
ВИКТОР ЕРОХИН, зам. директора Угличского историко-архитектурного и художественного музея по научной работе. Заслуженный работник культуры РФ:
— Я считаю, что город Свияжск рубили не в Мышкине и не в Угличе, а чуть ниже по Волге. Давайте вспомним летописи, в которых говорится о том, что Иван Грозный призывает к себе дьяка Ивана Выродкова, посылает его в Угличский уезд город рубить и вниз везти. Вот там, ниже от Углича и Мышкина и рубили город. Мало того, там Волга становится по-настоящему судоходной и пригодной для сплава. Там по берегам росли хорошие сосновые леса, из них и срубили этот город.
Сегодня в Угличском музее хранятся некоторые предметы, связанные с эпохой строительства грандиозной Свияжской крепости. Есть «Свияжский уголок» и в музее Мышкина, и свое исследование места строительства крепости.
ВЛАДИМИР ГРЕЧУХИН, председатель совета Мышкинского народного музея, краевед города Мышкина:
— Исследование, проведенное краеведами города Мышкина о том, где же был построен Свияжск, основывалось на двух факторах. Первый: где в Угличском уезде были вотчины князей Ушатых? Второе: где в этой части Верхневолжья можно провести уверенно без риска суда с тяжелым грузом с целым городом? Оба направления поиска показали: и вотчина князей Ушатых, и возможность уверенного плавания были в той части Волги, которая сейчас находится между городом Мышкиным и городом Мологой по левому берегу реки.
Сооружение такой крупной крепости за 4 недели — уникальный случай в истории мирового градостроения. Для того времени она была не только большой и надежной, но и сверхсовременной. Стены крепости тянулись на 2,5 км, были укреплены 18-тью башнями, 7 из которых проездные. Главными были, глядевшие на Волгу, Рождественские ворота высотой в 6 саженей с подъемной решеткой. В башне над воротами было помещение для гарнизона, а также 2 тюрьмы. Для снабжения водой инженеры устроили несколько потайных ходов к рекам Щуке и Свияге. Цитадель в устье Свияги получила название «Новоград Свияжский».
Через несколько лет после строительства Свияжска была составлена писцовая книга, в которой подробно описаны все башни, стены, постройки и жители. Писцовая книга видит Свияжск настоящим городом со всеми соответствующими атрибутами: кремлем, посадом вокруг него, обнесенным дополнительной стеной, слободами и многочисленными храмами. И поставили в нём деревянную соборную церковь Рождества Пречистой Богородицы. И все воеводы, и бояре, и купцы, богатые люди и простые жители поставили себе в городе светлые дома и хорошо устроили свою жизнь. И наполнились все люди радостью и весельем и прославили Бога. С Северо-Востока и Юго-Востока крепость окружал обширный посад — более 700 добротных домов, плюс гостиный двор с огромным рынком, который спускался амфитеатром к Волге, таможенным двором, особыми дворами для ямщиков и для татарских купцов. Здесь пекли хлеб, делали селитру, гнали квас и варили пиво.
Яркий ярмарочный Свияжск оживает сегодня благодаря мастерству самобытных художников, которые давно облюбовали для своих творческих мастерских живописный остров.
РАШИТ САФИУЛЛИН, художник. С 1978 года на Свияжске:
— Свияжск назвался «Золотой город». Много народа сюда приезжало на лодках, привозили с собой разные товары: ковры, ткани, упряжь, горшки, свистульки, конфеты, пироги — всё это было в огромном количестве, всё, что производила Матушка-Россия.
Всех жителей Свияжска в ту пору насчитывалось более 4000 человек. Это 2/3 Казани того времени. Город был перенасыщен ремеслом и торговлей. Частный купеческий капитал на протяжении нескольких столетий активно и с удовольствием вкладывался в Свияжск. Когда Свияжск стал уездным центром и удостоился своего герба, под его начало вошли города-уезды: Чебоксары, Цивильск, Космодемьянск, Васильсурск, Царевококшайск, Царевосанчурск и Яранск.
В конце XVIII века император Павел I усердно молился в Свияжске перед Богородичной иконой Успенского монастыря, желая мира и процветания этому маленькому богоспасаемому городу. Император Николай I утверждает в 1829 году генеральный план застройки Свияжска, делая улицы города прямыми, но под влиянием древней планировки некоторые улицы всё же сохраняют свои живописные изгибы. Улицы Свияжска пронесли через века и свои красивые имена, в основном, в честь стоящих на них древних храмов.
Когда Александр Пушкин увидел Свияжск, он пришел в восторг. Поэт именно так и представлял себе сказочный город на острове Буяне:
«Рос на нём дубок единый,
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами...»
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
Со временем став мирным и богатым остров-град из военной крепости превращается в центр духовной жизни. Он приобретает неповторимый колорит прекрасного монастырского города. По-прежнему посещают остров-град и царственные особы. Газета «Казанский Телеграфъ» от 25 апреля 1913 года: «Сегодня нашъ обычно сонный и тихiй городокъ былъ радостно взволнованъ прiездомъ Великой Княгини Елизаветы Федоровны. Все поголовно, старъ и младъ, высыпали на улицу».
По легенде, задолго до возникновения на Круглой горе города, черемисы слышали с той горы колокольный звон, тщетно пытались пленить старца, освящающего место будущей крепости, стреляли в него из лука, но стрелы падали наземь переломанные, а он таинственно исчезал. Позже горные люди опознали старца, увидев икону преподобного Сергия. Так чудотворец Радонежский стал покровителем Свияжска.
Сразу после постройки Иван Грозный направляет в Новоград Свияжский святителя Германа устраивать монастырскую жизнь. Спустя века нетленные мощи Германа хранятся на земле, которую он не оставлял в своих заботах и молитвах при жизни. Кто знает, как часто путь его проходил мимо деревянной Троицкой церкви. Чудо, что она сохранилась с середины XVI века. Единственное из тех строений, которые были срублены под Угличем, сплавлены по Волге и собраны в 1551 году. Подумать только, именно эти бревна везли на кораблях почти 500 лет назад! Освятили церковь в день Святой Троицы, 17 мая 1551 года. И на этом месте был устроен Троице-Сергиев монастырь. Как же деревянному храму удалось уцелеть? Бог помог да искусство строителей. В те времена использовали не пилу, которая треплет дерево, а топор, он дает простой скол, сам себя консервирующий.
Уцелели и многие иконы из древней Троицкой церкви, хранятся шедевры иконописи XVI века в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан. Благодаря искусной работе реставраторов старинные иконы продолжают жить в веках. В Иоанно-Предтеченском женском монастыре Свияжска почиталась и эта икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», написанная неизвестным иконописцем в XVIII веке. В начале XX века построен самый большой в Свияжске собор, который так и назван — «Всех скорбящих Радость», с прекрасной акустикой и великолепным по красоте пространством. Его возведение стало венцом расцвета женского Иоанно-Предтеченского монастыря Свияжска. Расцвета перед гибелью. Совсем скоро миллионы скорбящих верующих по всей России будут просить заступничества Богородицы. Именно грандиозность собор навела на большевиков на святотатственную мысль превратить его в зернохранилище. Свияжцы вспоминали, как в святой храм заезжали прямо на тракторах.
В 1917 году русский народ впал в состояние черни. В начале событий красного террора Лев Троцкий заявил: «Мы устроим для России кровавую баню!». А начал он со Свияжска. Он не щадил даже своих. Именно в Свияжске Троцкий устраивает первую децимацию — расстрел каждого 10-го из отступившего отряда в целях повышения дисциплины. Мученическую смерть принимают священники и монахи разоренного чудо-острова. Не случайно, что ещё в годы Гражданской войны возникло устойчивое предание, что именно в Свияжске Троцкий поставил памятник предателю всех времен и народов Иуде Искариоту, назвав его «революционным бунтарем и первым борцом с религиозным мракобесием». Происходило это якобы здесь, на главной площади Свияжска, Рождественской, украшением которой до прихода новой власти был знаменитый собор Рождества. В XVI веке на этом месте молился ещё Иван Грозный.
Из 12-ти храмов Свияжска полностью было разрушено 6, из них 4 взорваны. Варварски вскрыты и воровски вывезены с острова мощи святителя Германа. Успенский монастырь, знаменитое творение известнейших псковских мастеров XVI века, превращен сначала в политическую тюрьму ГУЛАГа, где погибло более 5000 репрессированных, а затем в психиатрическую больницу. Сегодня о тех трагических днях напоминает потомкам монумент у стен Успенского монастыря, посвященный жертвам политических репрессий. Выпускаемый из рук ввысь голубь — символ мира, надежды и любви.
Пройдя сквозь революционные бури и испытания ГУЛАГа некогда сказочно красивый пряничный город Свияжск являл собой печальное зрелище. Город медленно погружался в небытие. В 1932 году Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов постановляет: «Свияжск исключить из списка городов Татарской АССР и числить сельским поселением».
В 50-х годах в связи со строительством Куйбышевского водохранилища жителям города было предписано разбирать свои дома и переселяться в не затопляемые районы. Чудом избежав полного затопления, город «со златоглавыми церквами, с теремами и садами» окончательно превратился в остров. Свияжск стал одним из самых необычных и своеобразных мест России, не от мира сего. Остров стремительно становился необитаемым, в нём почти не осталось жителей. За 70 лет здесь не построили ни одного нового здания. Ни одного! Свияжск умирал, он будто застыл в безвременье, без промышленности, без автомобилей, без современных домов. Время для него остановилось.
Эта самобытность притягивала магнитом к острову людей творческих, которых посещало здесь, вдали от цивилизации особое вдохновение.
ИЛЬЯ АРТАМОНОВ, художник. С 1991 года на Свияжске:
— В первый раз я в Свияжск попал, когда учился в художественном училище и нас преподаватель привез сюда. Это была первая поездка, она мне запомнилась тем, что мы пытались написать этюды. У нас ничего не получилось, потому что Свияжск нас подавил настолько своей мощью и новыми впечатлениями, что уже сил на творчество не было. Когда я попал сюда, буквально заболел этими старыми покосившимися сараями, залатанными крышами. У меня очень много рисунков на эту тему. Я ходил по острову и буквально жадно впитывал все впечатления.
НИКОЛАЙ АРТАМОНОВ, художник. С 1991 года на Свияжске:
— Тишина... Работаешь здесь, сидишь и думаешь: «Ну хоть бы кто-нибудь пришел!». Тихо. Мертвая тишина. Никто тебе не мешает, не отвлекают, уважают тебя и твой труд. Вот это хорошо. И ты их уважаешь всех.
ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЦОВ, художник. С 1990 года на Свияжске:
— Мы уже всё, прижились к этому месту, 22 года тут живем. Моя жена купила домик, я уехал из Москвы и занялся серьезно живописью. Свияжск, конечно, на меня произвел тогда особое ощущение. Сюжеты сами пошли, потому что это святое место. Ощущение было, что мы находимся под Богом в особом месте.
Приехав однажды в гости, художники задержались здесь на десятилетия. Не пугало даже отсутствие самых элементарных условий для жизни. Давно привыкли к этому, смирились и сами свияжцы. Зимой, когда на реке вставал лёд, выбраться из Свияжска было несложно, а вот во время осеннего ледостава и весеннего половодья жизнь в Свияжске совсем замирала. Добраться до другого берега было практически невозможно, и рожениц заранее вывозили на большую землю. Умирать в это время тоже было крайне нежелательно — кладбище за рекой. Что происходило с теми, кто выбился из графика? На острове все в один голос твердят, что таких просто не было.
Но не все смирились с безвозвратной гибелью города-сказки. В 1960 году председатель Союза художников СССР академик Грабарь поднял вопрос о сохранении памятников архитектуры и уникальных фресок Успенского собора. Аналогии им не прослеживаются ни в одной живописной школе Руси. Только здесь можно увидеть святого Христофора, изображенного с лошадиной головой, воина, погибшего за Христа. А в алтаре собора уникальный прижизненный портрет молодого царя Ивана Грозного, которому в завершении грандиозного строительства Новограда Свияжского было чуть более 20 лет. Фрески Успенского собора были написаны ещё в XVI веке. Чудом сохранились до наших дней и старинные иконы белокаменного храма. Возводили собор в 1556 году Постник Яковлев и Иван Ширяй. По преданию, знаменитые псковские мастера строили и стены Казанского кремля, и храм Василия Блаженного в Москве.
Успенский собор Свияжска — уникальный памятник России. Ещё 20 зданий небольшого острова на Свияге в 1962 году были признаны памятниками федерального значения. По прошествии ещё 10 лет в уцелевших храмах начались первые реставрации. После многолетнего перерыва на Свияжске вновь зазвучали церковные песнопения — открылся старейший приходской храм святых царей Константина и Елены.
Первый Президент Республики Татарстан принимает важнейшее решение: подписывает с Министерством культуры России соглашение о необходимости возрождения острова-града Свияжск и древнего города Булгар. Готовится современный грандиозный план, только теперь уже не постройки города на острове, а его воскрешения. Претворять его в жизнь будет фонд с символичным названием «Возрождение». Начинается масштабная кампания по сбору средств, участие в которой принимают тысячи благотворителей. Свияжск стремительно меняется на глазах у изумленных островитян. Из деревянных бараков и полуразвалившихся домиков их переселяют в новые комфортные дома, прокладывают дороги и коммуникации. После тщательного изучения всех архивных документов восстанавливают древние постройки острова. Для археологов древний Свияжск — настоящая сокровищница. Остров невелик, и каждый его метр археологам интересен. Находок множество — от орудий труда до следов деревянных домиков свияжцев, которые жили на этом месте несколько веков назад.
РАФАЭЛЬ ХАКИМОВ, директор института истории им. Ш.Марджани Академии наук:
— Свияжск очень интересен тем, что сама река уникальна. И поскольку она не была судоходной, то её там не портили те стоянки, которые были с первобытного человека ещё. Все они сохранились, мы их описали. Для историков и археологов это очень интересные пласты человеческой истории.
Уникальные деревянные постройки, целые улицы, изразцы и керамика, предметы быта хорошо сохранились во влажном культурном слое Свияжска, который формировался столетиями.
Свияжский холм — это древний останец правого берега Волги. Мест, подобных Свияжску, в мире практически не существует. Необычное расположение, красота природного ландшафта, в гармонии с шедеврами древнего градостроения позволили включить остров-град в предварительный список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Сегодня здесь бок о бок существуют история и современность. Археологи находят обломки старинных кувшинов, а современные гончарных дел мастера ваяют на Свияжске новые сосуды. Древний град снова наполняется жизнью, и как символ его возрождения молодые деревца будущего яблоневого сада. Привезены они из Толстовской Ясной Поляны, ведь именно здесь, на Свияжске, служил воеводой ещё прадед Льва Толстого. Олицетворяя связь времен, ростки новой жизни окрепнут и украсят яблоневым цветом возрожденный град.
К частым визитам высоких гостей здесь привыкли, ведь и раньше Свияжск служил парадным крыльцом Казани. Титулованные особы и государственные мужи не проезжали мимо чудо-острова. Как и века назад в праздничные дни на Свияжске весело и многолюдно. Сегодня здесь время перемен, сложное, хлопотное, но радостное. И такое долгожданное!
Центр сохранения древнего града — Свияжский музей. Здесь можно рассмотреть, как выглядела знаменитая деревянная крепость. Уникальные археологические находки век за веком отсчитывают историю Свияжска. Музей под открытым небом, древний град на высоком холме посреди реки гостеприимно зазывает гостей на праздники. Попробовать свияжской ушицы, посмотреть на настоящий рыцарский турнир, пострелять из лука. Радуют свияжцев и приезжие артисты, несмотря на то, что жителей здесь сегодня немного — 246 человек. Их меньше чем туристов, каждый день приезжающих посмотреть на остров-град.
ГАЛИНА ЖАРКОВА, коренной житель Свияжска:
— Моя родина здесь. Я никуда не хочу отсюда уезжать. Когда была молодая, можно было уехать, ведь тогда многие стремились в город. А у нас вот тяга была к этому месту. Только до берега сюда доедешь, своим родным воздухом дохнешь, и сразу становится легче. Родина моих предков будет жить. Она не утратилась.
Почти целый век Свияжск молчал. Сегодня самое высокое сооружение на острове — колокольня Никольского храма, вновь оглашает благовестом град воскрешенный!