От современных людей нередко можно услышать: «Я в храм не хожу, молюсь дома. В храме много народа, отвлекают, толкаются, службы на непонятном языке» и так далее. Это не только неполезно, но и опасно в духовном плане. Участвуя в богослужении, мы преодолеваем нашу, теперь уже ставшую естественной, обособленность и раздробленность, становимся тем, чем должны быть — единым Телом Христовым. Без этого единения во Христе наши личные подвиги самоограничения, молитвы, борьбы со страстями, имеют некоторый привкус эгоизма, потому что христианская духовность обращена ко Христу, а не к самому себе. Без этой устремленности ко Христу, духовность, рискует стать псевдохристианской, а возможно и антихристианской.
Православное богослужение — это и богословская школа и воспитание нравственности. Оно объемлет всего человека, давая труд для тела и пищу для ума. Участвуя в богослужении, человек не просто молится, он входит в иную реальность, ощущение которой теряется в повседневной суете. Не случайно послы князя Владимира, побывав на богослужении в храме святой Софии, сказали: «Не знаем, где находились, то ли на небе, то ли на земле».
Все эти соображения относятся ко всем службам, но в особенности к службам Великого поста. Для большинства людей Пост — это время, когда следует отказывать себе пище животного происхождения и развлечениях, а также исполнить свои религиозные обязанности — исповедоваться и причаститься. Все это конечно хорошо и правильно, но сводя пост только к исполнению этих «формальных» обязанностей, мы легко впадаем в фарисейское самодовольство и либо успокаиваемся, что сделали все, что положено, либо начинаем осуждать тех, кто этого не сделал, либо и то и другое сразу.
В действительности Пост — это путешествие к Пасхе, подобно путешествию древних израильтян в землю обетованную. Это путь от состояния суеты, праздности, нетерпеливости, постоянной тревоги, к целостности, любви и смирению. Эти новые переживания возникают в нашем сердце не просто так, а от прикосновения к иному бытию, иному миру, Миру радости, света, и невыразимой надежды.
Без участия в Великопостных службах достичь такого состояния очень трудно, можно даже сказать невозможно. Видимое однообразие службы, продолжительные чтения, пение Великопостным распевом, создают особую атмосферу. Протоиерей Александр Шмеман назвал эту атмосферу «светлой печалью». Святые авторы и составители этих духовных песнопений знали по опыту путь духовного преображения и через богослужение передают его нам.
Субботние и воскресные службы Великого поста видимым образом не отличаются от не постных, поэтому прихожане, которые стараются быть только на воскресных богослужениях, но не приходят в храм по будням Великого поста, лишают себя величайшего сокровища, которое вложили в Постовое богослужение его составители. И не сподобляются этой «светлой печали», приводящей нас в конце Поста к торжествующей радости Пасхи.
Источник: сайт «Православное Закамье»