Публикации

Пасхальная радость усопшим

  Количество просмотров

Радоница, более известная как «родительский день», в сознании многих людей — это повод помянуть усопших и навести порядок на их могилах. Люди приносят на кладбище куличи и яйца, а затем с чувством выполненного долга отправляются домой. Так в чём же смысл этого праздника? Каковы особенности заупокойных богослужений? Нужно ли носить на кладбище куличи?  Об этом и многом другом мы поговорим с клириком Свято-Авраамиевского храма города Болгара иереем Алексием Ахметзяновым.

— В чём состоит смысл заупокойных богослужений?

— Заупокойные богослужения — это молитва о том, чтобы умершие телами, но живые душами обрели душевный покой и смогли соединиться с Господом, перейдя в Царствие Небесное. Мы, православные христиане, зная о всеобщем воскресении, молимся об усопших, чтобы Господь действием Святого Духа омыл их души и избавил от страданий. 

— Каковы особенности молитвенного поминовения усопших в Радоницу?

заупокойные богослужения в храме Ярославских чудотворцев

— В пасхальный период радость о Воскресении Христовом проникает в мир видимый и невидимый, ведь Христос воскрес и для живых, и для мёртвых. Души мёртвых ожидают утешения, и Церковь возвещает им эту радость. На Радоницу крестный ход пойдёт на кладбище. Отмечу, что эти действия никак не связаны с душами умерших. Это нужно нам — тем, кто о них молится. Кладбище — это место погребения наших близких, оно связывает нас с ними. Разумеется, они не ждут нас на кладбище. Покойные находятся в состоянии предощущения Царствия Небесного или ада, и ждут молитвенного общения. На Пасху Церковь не совершает поминовения усопших, чтобы не перечеркнуть радость нашими слезами, чтобы донести её даже до покойных. Не надо плакать об их грехах, а надо возвещать надежду на спасение. Молитва об упокоении совершается в своё время — в родительские субботы, например. В Радоницу несовместимое совмещается: радость о Воскресении несётся усопшим. Воскресший Христос соединяет живых и мёртвых. И это приносит утешение, как покойным, так и нам.

— Есть традиция класть на могилы  куличи и яйца. Как нужно к этому относиться?

— Выкладывание продуктов на могилы — это древняя языческая традиция. Язычники считали, что еда может пригодиться покойнику на том свете. Но мы понимаем, что душа умершего не в состоянии вкусить пирог или кулич, и на кладбище их могут съесть только животные. Поэтому если мы оставляем на могиле продукты, то тем самым привлекаем животных, из-за чего на кладбище бывает беспорядок. Птиц, собак и кошек можно покормить в других местах, а куличи и яйца лучше раздать нуждающимся людям. Например, бабушкам-соседкам, у которых небольшая пенсия, и которые не могут позволить себе разговеться в праздник. Было бы хорошо их угостить и попросить молиться. Пожилые люди, вкусив праздничную снедь и порадовавшись празднику, с благодарностью помолятся об упокоении души усопшего. И такая молитва особенно ценна для покойного. 

— По традиции погребение совершается на третий день. С чем это связано?

— В первые века христианства умерших хоронили сразу, так же как и Христа. Тела покойных — это останки наших близких. Молиться легче, когда мы их видим. Глядя на тело, мы непроизвольно задумываемся о душе. Погребение на третий день — это традиция, а не уставное правило. Можно и на второй день хоронить и на сорок четвёртый. Например, прощание с известными людьми проходит несколько дней, поскольку желающих проститься очень много. Три дня — это период, в течение которого совершается переход души из этой жизни в жизнь вечную. Нельзя сказать, что душа ещё здесь, около тела, и в третий или сороковой день приходит прощаться. Души святых сразу устремлялись в Царствие Небесное. А души грешников здесь находятся или в другом месте? Мы не можем сказать. Душа до всеобщего воскресения находится в предощущении близости Бога или глубин ада. Это переходный период. В рамках жизни одного человека — это дни, в рамках жизни народа — это годы. Мы помним, что исход народа израильского из Египта совершался сорок лет. Существует традиция совершать на сороковой день после погребения поминки. Однако это не значит, что именно по истечении этих сорока дней душа отошла. Церковь считает роднёй всех своих чад, причём как живых, так и мёртвых. Он заботится об их душах, и это заметно. После похорон Церковь молится об усопших — в третий, девятый и сороковой день. Нельзя утверждать, что именно в эти дни с душой умершего что-то происходит, но, в любом случае, эти цифры имеют некий смысл. Сорок дней Христос постился в пустыне. Это тоже некий переход от одного состояния к другому. Он совершал подвиг: сорок дней не ел и не пил. Для чего Ему это нужно было? Как Человек, Он должен был принести Себя в жертву. Как Бог, Он был готов к этому. Эти числа важны не столько для души умершего, сколько для нас. В ознаменование трёхдневного пребывания в узах смерти Господа нашего Иисуса Христа и Его Воскресения на третий день совершается молитва об упокоении. Это символ духовного воскресения. Церковь вкладывает в молитву глубокий смысл, веря в то, что благодать Духа Святого будет воздействовать на душу конкретного человека. В последнее время участились случаи, когда умерших хоронят сразу или на второй день. Это не запрещено. Однако побыть рядом с телом покойного и совершить молитву в течение трёх дней — это возможность исполнить долг любви. Быстрые похороны, как правило, связаны с нежеланием иметь в доме покойного. Это обременение, особенно для городских жителей. Люди привыкли к комфорту, и его отсутствие они воспринимаем как трагедию. Но лучше бы научиться молиться об упокоении душ умерших. Если обстоятельства складываются так, что молиться никто не может или не хочет, то тогда, возможно, решение поскорее похоронить умершего является оправданным. В таком случае нужно сосредоточиться на церковной молитве, хотя это всё же исключение. Однако лучше соблюдать традицию и учиться молитве об усопших.

— В какой одежде нужно хоронить умерших?

— Традиционное погребальное облачение — белое. Это символ воскресения. Когда человек лежит в гробу во всём светлом, у нас и мысли соответствующие. Мы пребываем в надежде на то, что Господь воскресит покойного. Если же человека будут погребать в чёрном, то мысли будут совсем другие. Мы радуемся возможности воскресения душ наших близких, однако сами носим траурную одежду, которая выражает нашу внутреннюю собранность. Вообще, форма одежды для души покойного не имеет никакого значения. Это нужно нам, живым, как свидетельство нашей любви к нему. 

— Кто может читать Псалтирь у гроба покойного? И почему традиционно читают именно Псалтирь?

— Вымаливание спасения не нужно врагу рода человеческого, и поэтому он всеми усилиями противится этому, искушая молящегося. Тут нужна духовная защита. Для того, чтобы пребывать в благодати Божией, человеку нужно регулярно участвовать в церковных Таинствах, нужно регулярно общаться с Богом через молитву и соблюдать посты. Человек, молящийся об усопшем, должен соблюдать эти три условия. Нужно сказать, что традиция заупокойной  молитвы стала складываться уже в первые века христианства. Именно тогда Новозаветная Церковь унаследовала от Ветхозаветной Церкви Псалтирь, которая широко использовалась как молитвослов. И, конечно же, особого внимания заслуживает молитвенная сила Псалтири, духовная близость её составителя со Христом. Но если, например, человек не молится и не соблюдает посты, то он тоже может молиться об упокоении близкого человека. Так он приобретёт молитвенный опыт. Можно читать по субботам акафист об упокоении усопших или канон. Часто бывает так, что люди, пережив смерть близких, воцерковляются. Через молитву человек имеет возможность прийти к Господу и стать ходатаем о спасении своих близких.

— Как должны проходить поминки, и уместен ли на них алкоголь?

— Сейчас существует такое понятие, как поминальный обед. Однако трапеза никак не связана с поминовением. Поминовение должно быть молитвенным. После молитвы бывает поминальный обед, но трапеза — это, прежде всего, возможность накормить нуждающихся, а уж они, в благодарность за это совершают молитву о поминовении. Такая молитва — это идеал, к которому нужно стремиться. В последнее время поминки превратились в поедание блинов, пирогов и каши. Но такая трапеза не спасает душу человека, и люди только зря тратят время и деньги. Поминальные обеды усиливают тщеславие родных покойного. Гости скажут: «Как они старались! Два ведра щей сварили и десять пирогов испекли. Чего только не было на столе!». Но это языческие пережитки, не имеющие ничего общего с Православием. Люди думают, что подобная жертва может удовлетворить какого-то божка. Если в семье мало кто молится, и на поминки приходят только к обеду, то в таком поминовении очень мало смысла. Уж лучше тогда пригласить людей в церковь — для совершения молитвы, а затем организовать поминальный обед. Желающие просто отобедать могут прийти в любой другой день. Никакого пьянства на поминках быть не должно. Мы не можем губить этим душу покойного и свою. Какой молитвенник из пьяного человека? Молитвенное поминовение и употребление спиртного — это несовместимые вещи. Употребление алкоголя на поминках — это кощунство, это грех. Мы часто слышим на поминках: «Покойный любил выпить, значит, и мы должны». Но это всего лишь оправдание своих грехов и попытка насытить свою ненасытную утробу.

— Как часто нужно совершать поминовение?

— Поминовение совершается в третий, девятый и сороковой день. Поминают через полгода, через год и в родительские субботы. Если девятый день совпадает с периодом, когда нельзя совершать поминовение, то поминают в двадцатый день. Как часто можно совершать поминовение? А как часто нам нужно пить лекарства? Это зависит от заболевания. Так же и здесь. Молитва об упокоении должна быть тем сильнее, чем сильнее нераскаянность человека, отошедшего в мир иной. Если человек был духовно развит, то заупокойная молитва играет другую роль. Наша молитва о тех, кто достоин стоять перед Господом, духовно связывает нас с ними, соединяет во Христе, и тогда уже покойные молятся о нас.

Вернуться к списку

Последние добавления