Публикации

Кто победил в Великой Отечественной войне?

  Количество просмотров

В этом году исполняется 70 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. Кого мы должны помнить, кого благодарить за неё? Всё меньше и меньше становится ветеранов, положивших свои жизни ради победы. «Положивших», не значит умерших. А, значит, отвергнувшихся себя, отдавших эти жизни во благо всего народа. А в чём это благо? В мирном времени, которое можно использовать греховно? Конечно, нет. Так с кем была эта война? Кто враг и кто союзник?

Перед самым началом Великой Отечественной войны одному старцу Валаамского монастыря во время службы в храме были три явления:

Первое – он увидел Божию Матерь, Иоанна Крестителя, Святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя, чтобы Он не оставлял России. Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость запустения, развращенность взглядов и нравов, упадок веры и благочестия, что невозможно терпеть эти беззакония. Все святые и Богородица продолжали молиться со слезами. Наконец, Спаситель сказал: «Я не оставлю Россию».

Второе явление – матерь Божия и святой Иоанн Креститель стоят пред престолом Спасителя и молят Его о спасении России. Спаситель снова ответил: «Я не оставлю Россию».

Третье – Матерь Божия одна стоит пред Сыном Своим и со слезами молит Его о спасении России. «Вспомни Сын Мой, – говорит Она, – как Я стояла у Твоего Креста». И хотела встать на колени. «Не надо», – сказал Спаситель, – Я знаю, как Ты любишь Россию и ради слов Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню».

Целая страна – как ребенок – в руках любящей Матери и строгого Отца. За что же такое тяжкое наказание получила она? Понятно за что. За свои беззакония. Они достигли своего апогея. Не только в действиях властелинов, вставших на место убитого царя. Но и самого народа, начавшего разлагаться нравственно. Ведь большая часть по-настоящему верующих людей была репрессирована. А по-настоящему развращенных превознесена, как пример.

Шел 1941 год. Немцы рвались к Москве. Новейшая советская техника, на которую так сильно надеялись в СССР, была быстро утеряна. Страна находилась на грани катастрофы, и в те дни в победу почти никто не верил. Всюду была паника, страх, уныние.

Много красивых фильмов снято про войну, но всё это только сказки. Реальная жизнь в окопах, полных талой воды, в отсутствии нормального питания и сна, возможности погреться и помыться, под непрерывным обстрелом и постоянно царящей смерти вокруг, далека от того, где люди возвышено геройствуют. Это жизнь постоянного подвижничества по долгу службы, вынужденного подвига в условиях, требующих сверхчеловеческих сил.

Были, конечно, и великие молитвенники на Руси, такие, как иеросхимонах Серафим Вырицкий, например. Тысячи дней и ночей, когда терзали страну враги, стоял он на молитве о спасении страны и народа России. Но Промыслом Божьим другом ее был избран молитвенник из братской церкви – из Антиохийского Патриархата митрополит гор Ливанских Илия. Спустившись в каменное подземелье, куда не доносился с земли ни один звук и где не было ничего кроме иконы Божьей Матери, Владыко затворился там. Не вкушал пищи, не пил, не спал, а только молился Божьей Матери и просил Ее открыть, чем можно помочь России.

Каждое утро Владыке приносили сводку о числе убитых на фронтах и о том, куда дошел враг. И вот через трое суток в огненном столпе явилась ему Сама Матерь Божия и объявила, что он, как истинный молитвенник и друг России, избран для того, чтобы передать определение Божие этой стране. Если это определение не будет выполнено, Россия погибнет.

Для спасения России «должны быть открыты по всей стране храмы, монастыри, духовные семинарии и академии. Священники, возвращенные с фронтов и отпущенные из тюрем, должны начать служить. Город на Неве сдавать нельзя. Для его спасения пусть вынесут из Владимирского собора чудотворную икону Казанской Божьей Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на его святую землю. Перед Казанской иконой нужно отслужить молебен и в Москве. Затем она должна быть в Сталинграде, который тоже сдавать врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России, а когда война кончится, митрополит Илия приедет в Россию и расскажет, как она была спасена».

Владыко передал представителям Русской Православной Церкви все, что было определено Матерью Божьей. В архивах хранятся письма и телеграммы, переданные митрополитом Илией в Москву.

Получив такое сообщение, Сталин, удрученный бессилием Красной Армии, прекратил аресты священников и прикрыл антицерковные издания. В блокадном Ленинграде разрешили крестные ходы вокруг храмов, и в день памяти святого защитника Руси Александра Невского немцы внезапно прекратили штурм города. В страшную голодную зиму 1941-1942 гг. правительство сумело снабдить все ленинградские храмы необходимым количеством муки и вина для совершения евхаристии. На Пасху 1942 года в крупных городах разрешили крестные ходы и открыли несколько церквей. Однако вернуть священнослужителей из тюрем и лагерей власти пока не решались.

С человека на грани жизни и смерти спадает личина наигранного, ненастоящего, тленного – обнажается душа перед Господом. Встреча со смертью несет потрясение, выявляет достойных и предателей. Отделяет одних от других, смешанных в обычной повседневной жизни. И это разделение несет силу тем, кто остается верен совести.

Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия. Все произошло так, как и было предсказано. Не было сил, чтобы удержать врага. Был страшный голод, ежедневно умирали тысячи людей. Из Владимирского собора северной столицы вынесли Казанскую икону Божьей Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг города.

Мать благословляет солдата

Блокада Ленинграда была прорвана в день празднования святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Многим до сих пор непонятно, чем держался город, ведь помощи ему практически не было, а то, что подвозили, было каплей в море. Но город выстоял.

Господь может всё, были бы люди, верящие в чудо, чтобы оно могло совершиться.

Чудом, явленным молитвами и заступничеством Божьей Матери, была спасена и Москва. На память Московских святителей пошел снег, превративший осенние дороги в раскисшее болото. В день памяти Варлаама Хутынского, вымолившего в XII веке мороз летом, в ноябре 1941 года свирепствовали морозы, от которых коченели немцы в летних пилотках и шинелях. Наконец, на Введение во храм Пресвятой Богородицы фашистское наступление на Москву остановилось, а в день памяти Александра Невского врага и вовсе отогнали от стен столицы. Немцы в панике бежали. По дорогам валялась брошенная техника, и никто из наших генералов не мог понять, что произошло, ведь ничто не мешало немцам войти в Москву по Волоколамскому шоссе.

Крестный ход в Ленинграде

После Москвы Казанскую икону Божьей Матери перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба – молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо там была Казанская икона Божией Матери (так называемая «Малая земля»).

Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению.

Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой.

Когда под Курском решалась судьба войны, множество советских солдат стали свидетелями явления на небе Богородицы, Которая благословляя их, указывала рукой на запад. После этого началось стремительное освобождение наших земель.

На войне все молятся Господу и просят Его помощи. Но кто останется с Ним, когда наступит мирное время?

Наконец с осени 1943 года власти стали возвращать из тюрем священников и до конца войны открыли около 6500 храмов. Церкви позволили вновь избрать патриарха, и Казанский образ Царицы Небесной стал сопровождать армию в автомобиле маршала Жукова. С помощью Божией в 1944 году враг был изгнан из пределов нашей страны, и началось освобождение других народов.

Хочется рассказать об одном таком свидетельстве заступничества и помощи Божией Матери. Произошло это во время штурма Кенигсберга в 1944 году. Вот что рассказывает офицер, бывший в самом центре событий битвы за этот город-крепость: «Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были все еще сильны, потери были огромны и чаша весов колебалась, мы могли там потерпеть страшное поражение. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: «Вот попов привезли, сейчас они нам помогут...» Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют! От немцев была такая стрельба – огненная стена! Но они спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба прекратилась с немецкой стороны одновременно по всему фронту. Тогда был дан сигнал – и наши войска начали общий штурм Кенигсберга с суши и с моря. Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен! Как потом в один голос рассказывали пленные – перед самым русским штурмом «в небе появилась Мадонна» (так они называют Богородицу), Которая была видна всей немецкой армии, и у всех абсолютно отказало оружие - они не смогли сделать ни одного выстрела. Тогда-то наши войска, преодолев заграждения, легко сломили (рукопашное) сопротивление и взяли город, который до этого был неприступен, и мы несли такие потери! Во время этого явления немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чем здесь дело и Кто помогает русским!»  Кенигсберг пал за 4 дня! Командующий его гарнизоном генерал Ляш, выходя с белым флагом, сказал: «Я и не думал, что так быстро падет столь укрепленный город».

Церковь благословила Отечественную войну русского народа, и Благословение это было утверждено на Небе. От Престола Всевышнего и возгорелся дух России!..

И войну дал Господь и победу. Кто-то смог преобразиться к лучшему за время этого страшного испытания, кто-то остался упорным в своем зле. Главное – Церковь православная, наконец, смогла вздохнуть, чтобы продолжить свой подвиг исповедничества. Множество людей обратилось к Богу, влилось во Христа, увидело, в чём спасение души. Война развеяла угар человека от страстей, дала возможность каждому трезво посмотреть на жизнь, научиться ценить и благодарить Того, в чьих руках весь мир.                 

В 1947 году Сталин… пригласил митрополита Илию в Россию. Он побоялся не исполнить указания Божией Матери, ибо все пророчества, переданные владыкой Ливана, сбылись. Перед приездом гостя Сталин вызвал владыку Алексия, ставшего тогда уже Патриархом, и спросил: «Чем может отблагодарить митрополита Илию Русская Церковь?» Святейший предложил подарить митрополиту Ливанскому икону Казанской Божией Матери, крест с драгоценностями и панагию, украшенную драгоценными каменьями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке. По распоряжению Сталина самые искусные ювелиры изготовили панагию и крест.

Митрополит Илия прибыл в Москву, встретили его торжественно. На церемонии-встрече ему преподнесли икону, крест и панагию. Как он был растроган! Он говорил, что всю войну день и ночь молился о спасении России.

Приведем здесь запись одного из очевидцев пребывания владыки Илии в Ленинграде: «Перед самым приездом митрополита Илии в Ленинград мне явился во сне какой-то священник и сказал: «Через три дня ты узнаешь, как была спасена Россия. Не забудь об этом и поведай другим». И вот по делам службы через три дня я оказался рано утром на Московском вокзале. Вдруг вижу, идет начальник МВД города, с ним множество милиции, солдат, почетный караул, никого не пускают. Все говорят: «Наверно, Сталин приехал...» Подхожу к оцеплению и вижу: идет Косыгин (его, наверно, как ленинградца направили сопровождать владыку Илию), с ним митрополит Ленинградский Григорий, а между ними митрополит в восточном клобуке. Тогда я вспомнил про сон и подумал: «Что-то сегодня будет в соборе?» Утром 9 ноября митрополит Илия служил Литургию в кафедральном Никольском соборе, тогда же он преподнес храму частичку мощей святителя Николая. На следующий день я пришел к знакомому, а он говорит: «Поехали во Владимирский собор, там будет сегодня великое торжество, весь город об этом говорит!» «Зачем так рано? Ведь еще три часа до службы», – говорю я. «Да иначе не попадем, столько народа соберется!» И вот пошли во Владимирский собор. Что-то необыкновенное в городе творится: все прилежащие улицы заполнены народом. Около двухсот тысяч человек стояло у храма, весь транспорт остановился, проходы загорожены, еле пробрались к нему. Стоим около храма, а внутрь не попасть: солдаты стоят в оцеплении и никого не пускают. Вдруг из боковой двери выбегает староста (наш знакомый), увидел нас и зовет: «Пошли! Я вас дожидался!» Он провел нас в храм, и мы оказались у самой солеи! Слева от солеи было отгорожено место, и там стояли члены Правительства. Мы насчитали – 42 человека. И вот появились – митрополит Илия, митрополит Григорий и священство. Началась служба. Отслужили малую вечерню, после чего… он произнес проповедь. Он рассказал все: как явилась ему Божия Матерь, что Она поведала ему. «Я молился за ваш прекрасный город и так благодарен Господу, что Он удостоил меня побывать здесь, молиться вместе с вами! Я увидел, что Матерь Божия не оставила чад Своих. Мне преподнесли крест с камнями со всей земли Русской, панагию и икону Казанской Божией Матери. Крест этот я положу на престол нашего кафедрального собора в Ливане и обещаю вам, дорогие, что крест из России всегда будет лежать на престоле, пока я буду жить на земле. Я завещаю, чтобы и после моей кончины крест остался на престоле. Икона Казанской Божией Матери будет находиться в алтаре и всегда будет напоминать мне во время богослужения о России.  Простите, дорогие мои, что не могу благословить и обнять каждого из вас! Посылаю Благословение Господне на всех вас и всегда, пока я жив, буду молиться о вас!»

Великая Победа

Конечно, говорил он через переводчика, но почти все в храме плакали. Это незабываемо! Какое счастье тому, кто мог быть в этот день во Владимирском соборе, какая радость на всю жизнь! Это был такой духовный подъем, такая могучая общая молитва! Все чувствовали себя братьями и самыми дорогими друг другу людьми!

И вот – все запели: «Заступница усердная...» Невозможно передать, какое чувство было во время пения! Казалось, что пел весь храм и весь народ поднялся на воздух! Когда вышли из храма, тропарь Казанской иконе Божией Матери запели все стоящие на площади, на прилегающих улицах, у стадиона – десятки тысяч, все пели: «Заступница усердная...» Люди плакали и молились истинной Заступнице и Спасительнице России!

С использованием материала из книги «Заступница Усердная»

Вернуться к списку

Последние добавления