День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его называют еще Пятидесятницей. В этот день вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Святой Дух сошел на апостолов, когда все они собрались вместе в Сионской горнице в Иерусалиме.
«...Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4).
Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру. Услышав шум, иудеи собрались у дома, где находились апостолы, и, услышав, что внутри говорят на различных наречиях, изумились. А после проповеди апостола Петра крестилось около 3000 человек.
Пятидесятница считается днем возникновения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется со дней первых христианских общин.
Афонский старец Порфирий Кавсокаливит говорил: «Церковь безначальна, бесконечна, вечна, как Кто? Конечно, как и ее Основатель — Троичный Бог, безначальный, бесконечный и вечный. Церковь нетварна, как нетварен и Бог. Она существовала прежде веков, прежде Ангелов, прежде сотворения мира. Это таинство таинств. Оно было незримо и стало явлено в последние времена. Церковь пребывает непоколебимой, потому что укоренена в любви и премудром промысле Божием. Вечную Церковь составляют три Лица Святой Троицы... Любовь Божия сотворила нас по Своему образу и подобию. Она включила нас в Церковь, хотя знала о нашем отступлении. Она дала нам все, чтобы и нас соделать богами по благодати и дару. Несмотря на это, мы, употребляя свою свободу во зло, потеряли первоначальную красоту, первоначальную праведность и отсекли себя от Церкви. Но вне Церкви нет спасения, нет жизни. Поэтому милостивое сердце Бога Отца нашего не оставило нас вне Своей любви. Бог снова открыл нам врата рая и в последние времена явился во плоти».