Человеческая душа — как жернова. Перемалывает время, горести, обиды, радости, события, воспоминания, людей…
Только вот всё чаше трудится она, несчастная, на холостом ходу, когда «мелет и мелет Емеля...» — и всё впустую, перекручивая суету будней в бессодержательное существование. Есть одно единственное оправдание такому режиму жизни. Это когда подобное состояние сопровождается чувством острой тоски и одиночества.
«… Я был подсечён, как трава, и иссохло сердце моё, так что забыл я съесть хлеб мой.
От гласа стенания моего пристали кости мои к плоти моей.
Я уподобился пеликану в пустыне, я стал как филин на развалинах…» (Псал. 101).
Обнадёживающий, надо заметить, признак. Это работает вторая сигнальная система души, которая подаёт нам знак о том, что не всё в порядке в датском королевстве, что надо что-то менять. И что перемены возможны, и что сейчас — самое тому время. Врач сказал бы на это ободряюще: «Пациент скорее жив, чем мёртв. Готовьте больного к операции».
И тогда происходит самое замечательное — через боль и опустошение ты постепенно приходишь к пониманию, что никто тебя из этого духовного болота не вытащит: ни добрая душа рядом, ни участие близких и родных, ни правильный совет духовника. Потому что пустота должна быть заполнена не «князьями», и не «сынами человеческими», в коих «несть спасения», а Богом. Тем, Кто по каким-то причинам не лежит краеугольным основанием в твоей жизни; Тем, Кто тобою отринут и позабыт. Оттого и пошатнулся фундамент жизни, оттого и трещат угрожающе стены, оттого — и отчаяние.
И это надо испытать. Это важно испытать.
«… Испытай меня, Боже, и узнай сердце моё;
испытай меня и узнай помышления мои;
и зри, не на опасном ли я пути, и направь
меня на путь вечный…» (Псал. 138).
Испортить всё можно только ропотом. Да и ропот пригодится — на дрова в раскалённую от отчаяния топку души.
Терпеть надо. Терпеть и молиться. Это противоядие. И когда терпение иссякнет (а оно обязательно иссякнет), вот тогда и призовёшь по-настоящему «Единого на потребу». Молнией пронзит Небо твой краткий молитвенный крик о помощи.
«И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли»
(Исх. 14:15—31).
И вздрогнет Господь, как от прикосновения кровоточивой, и вот тогда-то и утешит. И утешение это будет дорогого стоить. Станет твоим вечным приобретением.
Молитва оптинских старцев заканчивается духовным алгоритмом: «Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить». Такая мудрая последовательность: молитва, вера, надежда, терпение, прощение и любовь... Без терпения и не простишь, и не полюбишь...
ТЕР-ПЕТЬ...ТЕР-ПЕТЬ...ТЕР-ПЕТЬ... Скрипят неторопливо жернова обесточенной души. Превращают в пыль комья человеческой гордыни, самомнения, лени, осуждения, злобы...
Пусть себе скрипят. Это — признак жизни!