Первая заповедь, из десяти данных Богом Моисею, в присутствии сынов Израиля, на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта, звучит так: «Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».
Нельзя, значит нельзя. Вроде бы совсем несложная заповедь: в языческих богов не верим, к колдунам не ходим, гаданиями не занимаемся. Но что значит, не иметь других богов перед лицом Бога?
Верить в единого Бога, значит полностью Ему подчиниться, признать за Ним право на истину, право на себя самого, на всё. Нам, современным самодостаточным самоуверенным признать себя ничтожной пылинкой довольно сложно.
Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский в своей книге «Вера Святых. Первый Божий закон. Десять заповедей, данных Моисею» пишет: «Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это — благодаря Богу. Способность семени расти, травы — дышать, человека — жить — суть способности Божии. Все эти способности — собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным. Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, ищи только в Боге, ибо Господь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких других источников нет. Помолись Господу. В Боге – вся мудрость, и вне Бога нет ни мудрости, ни капли знания в Боге – вся доброта».
«Да не будет других богов, кроме Меня», заповедует Господь. Да зачем тебе другие боги, если есть Господь Бог Саваоф? Как только у тебя будет два бога, знай: один из них – диавол».
А кто такой «второй бог»? У него множество имён, одно из них – эгоизм.
«Эгоизм – трудноизлечимая болезнь нашего века, болезнь, когда отдельно взятый человек ставит себя и свои интересы выше, чем интересы кого-либо, – в этом случае ближний на втором месте с конца, а для Бога места нет вообще: «каждый должен любить в первую очередь себя», – утверждают современные мужские, женские, подростковые журнальчики» - пишет православная журналистка, писатель и поэт Елена Живова. «Следствие эгоизма, инфантилизма, которым больны как женщины, так и мужчины, – это аборты».
Один из современных церновнослужителей так пишет о любви к Богу и о любви к себе (эгоизму): «Когда мы кого-то любим, то стремимся быть с объектом своей любви, и мысли о любимом занимают наш ум, сердце. Первая заповедь – о любви к Богу. Как мы можем ее исполнить, если занимаем себя чем угодно, кроме общения с Богом? Просыпаясь по утрам, все ли мы благодарим Бога еще до того, как разомкнули веки? Молимся ли мы перед едой или садимся за стол, не помолившись, словно свиньи? Как надеемся мы в вечности оказаться в блаженной радости и общении с Тем, с Кем не научились пребывать и общаться здесь, на земле?»
Вот и получается, что первая заповедь не такая уж и лёгкая для соблюдения.